Война в Сети и интернет-оккупация

< Назад до записів

Недавнее выступление президента Российской Федерации о регулировании Интернета пока не привлекло внимания наших политических обозревателей – и напрасно. На поверку, за ним вырисовывается ряд обстоятельств, имеющих немалое значение и для граждан Украины.

Напомню, что 27 марта российские СМИ сообщили, что президент Путин поручил Федеральной службе безопасности «Нужно продолжать очищать российское Интернет-пространство от незаконных, преступных материалов. При этом он сделал акцент на том, что нужно «не ограничивать свободу в Интернете», а «обеспечивать безопасность и соблюдение законности».

В чем причины столь неожиданного выступления?

Выступление Путина состоялось в разгар громкого секс-скандала: в Сеть попали (весьма шокирующие) интимные фото (и видео) заслуженной артистки  Российской Федерации Наташи Королевой и ее супруга, известного как «Тарзан». И увидеть их смогли не десятки, а миллионы пользователей Рунета. Масла в огонь подлило «Mail.Ru», которое в течение нескольких дней держало новость на главной странице. Раздуть скандал помог и депутат из Петербурга Виталий Милонов, предложивший, недолго думая, лишить Королеву почетного звания.

Заслуженная артистка не осталась в долгу, напомнив депутату, что «Собирание и распространение сведений о частной жизни людей без их согласия, включая несогласованное завладение личными фотографиями и видеозаписями и их распространение, — является противоправным деянием, ответственность за которое предусмотрена не только нормами гражданского, но и уголовного права». Безусловно, она права. Проблема в том, что убрать фото и видео их не удалось, а лица, опубликовавшие их, остались безнаказанными.

Определенно, секс-скандал смутил обитателей Кремля – его власть над Интернетом оказалась ограниченной. Выступление Путина, и постановка перед ФСБ новых задач  – вынужденная мера.

Однако почему для нас так важны эти события? Отметим некоторые обстоятельства.

1. Правовой аспект: проблема бесконтрольности и безнаказанности. Дело в том, что приватные фото и видео-материалы похищают постоянно. В том числе и у граждан Украины. Российские социальные сети создали настоящие заповедники для тех, кто желает выложить незаконный контент. Недавний репортаж «Магнолия-ТВ» о том, как Отдел киберпреступности МВД Украины борется с подобными преступлениями (речь шла о видео со сценами насилия над детьми), открыл только верхушку айсберга. В действительности подобных преступлений – масса. Причем бороться с ними сотрудникам отдела сложно – социальные сети, в которых публикуется контент, контролируются Россией.  Как всегда, не хватает оборудования и квалифицированных кадров, а власти традиционно недооценивают масштабы проблемы.   

Это далеко не безобидные вещи – сотни украинских девушек (и даже дети!) уже оказались в ситуации Наташи Королевой, о чем говорит хотя бы недавно появившееся в Сети «Открытое письмо Юлии Тимошенко», подписанное группой пострадавших женщин. Что и говорить – нездоровый интерес к чужой личной жизни проявляют многие незрелые личности, а потерять смартфон с приватными фото может каждый.  Однако чтобы убрать незаконный контент, даже сотрудникам отдела киберпреступности приходится… вступать в переписку с российскими администраторами, и просить их об этом.

Обычно администраторы не торопятся – требуют подтвердить личность пострадавшего, и т.п., оттягивая удаление материалов на несколько дней, за которые они успевают разлететься по всему Интернету. Причина неторопливости понятно – соцсети зарабатывают неплохие деньги на незаконном контенте.

Но проблема не только в моральной стороне дела. По оценкам «LETA - company» Россия вообще стала мощным центром киберпреступности, а убытки от действий злоумышленников составляют около 3 миллионов долларов в год – и это только для одного, среднего банка. Количество активных хакеров составило около 20 тысяч, а объем их «добычи» достиг $1 миллиарда в год. Как правило, банки скрывают суммы потерь, боясь утратить доверие клиентов.                                   

2. Проблема национальной безопасности - беззащитность наших сограждан перед российскими спецслужбами. Проблема в том, что практически все украинские пользователи имеют аккаунты (а чаще – сразу несколько) в российских социальных сетях, а значит, очень слабо защищены. Контролируя сервера, спецслужбы могут собирать огромные объемы информации о частной жизни, настроениях и перемещениях граждан Украины, в том числе и высокопоставленных чиновников. А в случае необходимости – спецслужбы могут сфабриковать, и мгновенно распространить компрометирующие материалы, избрав жертвой жену или дочь кого-либо из руководителей нашей страны. И не надо надеяться на «благородство» российских чекистов. Если им прикажут, они это сделают.

3. Экономический аспект. Российские социальные сети ежемесячно выкачивают из Украины, по самым скромным оценкам, порядка 5 миллионов долларов. Заходя на сайт «В Контакте», или в «Одноклассники», по сути дела, мы финансируем экономику державы-агрессора, уже не говоря о том, сколько тысяч рабочих мест в Украине можно было бы создать, заткнув эту финансовую брешь. Остается открытым вопрос, какой ущерб наносят российские хакеры украинским банкам.

4. Неразвитость национальной Интернет-инфраструктуры. Украинские социальные сети по сравнению с российскими – карлики. Если «В Контакте» заявляет о 30 миллионах пользователей в Украине, то украинская «WeUA» - менее 1% от этого количества, а активных пользователей – еще в сто раз меньше. Создателям этой сети удалось собрать всего 0,6% от необходимой для завершения проекта суммы пожертвований, и едва наскребли 30 тысяч гривен (!).  А ведь национальная социальная сеть – это не просто своего рода «лицо» страны. Это бизнес, это налоговые поступления, это рабочие места, это, говоря высоким стилем, национальное самосознание.  

Выводы.

Война в Сети, как отмечают западные аналитики, отвечает всем критериям Клаузевица о настоящей войне. 

Понятно, что нужно бороться с российскими хакерами, создав соответствующее подразделение. Понятно, что нужно защищать объекты критической инфраструктуры от возможных кибератак. Но значит ли это, что мы должны бороться с российскими соцсетями? Нет, проблема гораздо шире и сложнее, однако совершенно необходимо расследование их деятельности - поскольку социальные сети касаются каждого из нас.

Украина не беззащитна - у российских администраторов есть одно слабое место: в погоне за трафиком они позволяют размещать (в закрытых группах) не только аморальный, но и преступный контент, фактически покрывая хакеров, извращенцев и педофилов. Собрав доказательства, Украина сможет начать международную компанию против этого зла. Серьезным наказанием может стать и бан, наложенный поисковой системой «Гугл» - это ударит по трафику сетей и их доходности. Есть негосударственные структуры, которые могут стать союзниками – например, «Анонимус».

Собрав информацию, нужно целенаправленно добиваться закрытия или блокировать доступ к группам в российских социальных сетях, которые используют названия городов Украины, типа «голый Днепропетровск» и тому подобное. В таких группах оказывается масса несовершеннолетней молодежи, причем атмосфера этих групп обычно носит криминальный характер, и они представляют вполне реальную угрозу общественному порядку.

Как минимум, подобно тому, как недавно поступило руководство ЕС, можно просто запретить госслужащим заводить аккаунты в социальных сетях. Помимо проблем безопасности, нежелательных утечек информации и прочего, сети – это «пожиратели времени», рабочего времени.

К сожалению, проблема российских социальных сетей и необъявленной войны в Интернете пока слабо осознается. На сайте социальной сети «WeUA» находится обращение к президенту Украины: «Порошенко, не спонсоруй тероризм». Петицию на сегодня подписало всего 2348 человек, а это значит, что нужна большая разъяснительная работа и среди населения.

Приведу отрывок.  «У нашому розумінні реєстрація у будь-якій соціальній мережі має за мету бути ближчим до когось. Наприклад, коли ми реєструємося на «Facebook», то хочемо бути ближче до наших друзів із-за кордону, підписуватись на оновлення цікавих нам людей, зокрема музикантів, акторів та навіть політиків. До кого хоче бути ближчим наш президент, реєструючись у соціальній мережі, яка належить ФСБ, окупантам та різного роду ненависникам України? Мова йде про російський сайт «Вконтакте»».

С авторами трудно не согласиться: иметь аккаунт в российской сети, и не иметь в украинской, это не слишком патриотично. «Не забувайте, пане Президенте, що частина податків від діяльності «Вконтакте» йде на фінансування агресії зі сторони Росії на Сході України!» «Ми просимо Вас видалити свою офіційну сторінку з російського ресурсу «Вконтакте» та сподіваємось на ваше розуміння того, що війна точиться не лише на полі битви, але і тут, в Інтернеті».

Факт – виртуальное пространство Украины оккупировано Россией, которой она, не понимая этого, платит многомиллионную «дань», ставя под угрозу сохранность и личных данных своих граждан, и даже государственную безопасность.  Однако возможности исправить ситуацию еще есть. И подобно тому, как Украина смогла очистить свой телеэфир от российской пропаганды, мы вполне можем освободиться и из-под Интернет-оккупации.

А.Маклаков

Congeniator @ gmail.com

Блоги

Публікації

X
X

Партнери