Россия и Украина: как нейтрализовать «сценарий насилия»

< Назад до записів

Линдсей Кумбс

В последнем, июньском номере канадского журнала «OnTrack» Института Конференции Оборонных Ассоциаций (CDA  Institute) сразу несколько публикаций были посвящены Украине. Показательно, что их авторы настаивают на необходимости не только расширения помощи Украине, но и на необходимости более согласованных и широких (военных, экономических, дипломатических, информационных) действий Запада. Это отражает новый, более высокий уровень осознания стратегическим сообществом Европы и Америки сути конфликта на востоке Украины и путей его решения.

При рассмотрении конфликта в Украине, очевидно, что президент России Владимир Путин создал метанарратив, которая объединяет различные аспекты организованного насилия в одном диалоге; он создал "сценарий насилия." Этот сценарий, или стратегический нарратив, по сути, представляет трактовку действий как до, так и после конфликта.

Анализируя стратегический нарратив Путина, который он создал, чтобы запугать его международных и региональных оппонентов, можно сделать вывод, что западные стратегии умиротворения и избегания конфронтации не остановят агрессию России в Украине. Следовательно, в ответ на действия и угрозы Путина нужно искать другие способы, чтобы помешать российской агрессии в регионе.

Стратегический нарратив Путина определяется как обычная и нетрадиционная война, агрессивное противостояние, информационные операции и хитрая дипломатия. Россия оказалась весьма искусной в использовании сложных методов гибридной войны в Украине для того, чтобы вести локальную войну, предназначенную для достижения конкретных целей. Об этом свидетельствуют тайные военные операции - развертывание так называемых " зеленых человечков" - в Украине, чтобы поддержать пророссийских мятежников, а также развертывание российских войск на границе. Хотя это было названо «учениями», большинство западных стран рассматривают этот маневр как агрессивные действия российской армии.

Кроме того, тайные военные операции при содействии и использовании этнических русских в Украине подаются Кремлем как «несправедливости», якобы совершаемые украинскими властями. По сути, спонсирование Путиным ополченцев создает угрозу для международной и региональной безопасности. При этом Путин выдает себя за защитника всех русских и, как горит на аналитик Дэвид Максвелл из Джорджтаунского университета, способствует достижению его главной цели: ослабить,  а затем свергнуть нынешнюю украинскую власть.

Практически все силы России работают на стратегический нарратив Путина. Все усилия российской дипломатии и ее информационные инициативы являются синонимами агрессивной пропаганды - что уже давно стало российским способов ведения войны. В течение многих лет Россия выделяла миллионы долларов на различные общественные проекты, пытаясь улучшить международный имидж России. Этот метод ставит представления  Клаузевица с ног на голову, и уже сама дипломатия становится продолжением конфликта с помощью других средств.

Что касается конфликта в Украине, Россия активно манипулирует политическим и идеологический контекстом конфликта в целях продвижения путинского сценария. Насыщая эфир государственных телевизионных каналов утверждениями типа "в насилии в восточной Украине виноват только Киев, что Украина кишит неонацистами и фашистами, и что правительство США тайно подпитывает кризис», Путин фактически гарантировал, что большинство российских граждан считает Россию  «миротворцем».

В конечном счете, государственное телевидение России помогло утверждению путинского стратегического нарратива, в котором действия Путина выглядят так, будто они направлены в интересах страны. Как показал Путин, создание подобного стратегического нарратива очень важно для успеха подобных действий.

Сценарий насилия глубоко укоренился в России. Путин оказался весьма успешным в стремлении натравить этнических украинцев и русских друг против друга. Кроме того, Путин фактически подпитывает русский патриотизм, что позволяет ему сохранять его агрессивную геополитическую  позицию, несмотря на санкции Запада. Он нацелился на конкретные, тщательно отобранные травмы и исторические обиды, вроде передачи Крыма в состав Украинской Советской Социалистической Республики в 1954 году, чтобы оправдать свои агрессивные действия. В связи с тем, что сценарий насилия создал новые возможности и усилил старые обиды, он воспринимается целевой аудиторией Путина как лучший вариант, поскольку сулит немало выгод.

Нынешний военный ответ Запада - от недавних военных учений сил НАТО в этом регионе, помощь в подготовке кадров и передача военного оборудования в Украину – оказался вполне эффективным, но  эти меры сами по себе они не могут заставить Путина отказаться от его амбиций. Для того, чтобы нейтрализовать агрессивный стратегический нарратив России, западное участие в Украине должно быть расширено, должно выйти за пределы ограниченных военных операций, и включать в себя и дипломатическое противодействие, и информационные мероприятия, и экономическое давление, поскольку только все вместе они могут построить доминирующий метанарратив, способный разрушить путинский сценарий насилия.

За это выступает Эмиль Симпсон, специалист в области международных отношений и военных исследований:  «когда целевая аудитория перестает отождествлять себя со стратегическим нарративом государства, парадигма войны начинает разрушаться».

Как этого добиться? В первую очередь, через двусторонние и многосторонние инициативы международное сообщество должно создать условия, которые будут разрушать представления  Путина. Молчаливое западное участие здесь не поможет. Тем не менее, это не означает, что нужно отказаться от военных усилий, скорее, нужно продолжать демонстрировать военную решимость, и расширять поддержку Украины, чтобы усилить ее сопротивление российским войскам и не допустить ухудшения ситуации. В то же время демонстрация военной решимости поможет в реализации других действий и в других сферах. Канада и другие страны в настоящее время проводят учения своих войск, чтобы укрепить позиции НАТО в Восточной Европе и странах Балтии. Кроме того, отдельные страны предоставляют помощь в обучении и укреплении украинских сил безопасности для того, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе, чтобы в нем не произошло повторения того, что произошло в Югославии в 1990-е годы.

В то же время, необходимо избежать противостояния между российскими и западными силами. Такой конфликт будет иметь непредсказуемые последствия. За прошедший год дипломатические попытки облегчить ситуацию в Украине активизировались, но официальные переговоры конфликт зашли в тупик. Похоже, что Россия не имеет намерений отказаться от своего сценария насилия. Именно поэтому дипломатическая работа с Россией должен быть расширена на региональном и международном уровнях, чтобы расширить общественный диалог. Например, здесь могут быть полезными усилия ООН, чтобы привлечь мировое сообщество. Расширение двустороннего диалога Германии с Россией может также оказаться решающим в разрешении этого конфликта, хотя эти усилия должны быть объединены с усилиями других государств или международных организаций.

Важно отметить, что дипломатическая работа НАТО должна играть вспомогательную, а не основную роль, поскольку последнее расширение альянса усугубило напряженность между Россией и Западом. Кроме того, для создания контрнарратива, противоположного путинскому, должны проводиться информационные мероприятия - публикации, социальные медиа, пресс-центры, которые могут ослабить желание нынешних сторонников Путина и придерживаться сценария насилия.

Кроме того, международное сообщество должно увеличить экономическое давление, чтобы ослабить стимулы к насилию. Это давление может быть как отрицательными, путем эмбарго и дополнительных санкций, но также и положительным, то есть экономически вознаграждая за миролюбивое поведение, например, через расширение доступа к рынкам ценных бумаг.

Экономическое давление для сдерживания агрессивных действий России, будет отражаться на целевой аудитории Путина, и покажет ей, что сценарий насилия несет ей ощутимые негативные последствия. В конечном счете, единственный способ, которым международное сообщество может противостоять сценарию Путина – это широкие, комплексные усилия: сочетание дипломатии, информационных мероприятий, и экономического давления.

В настоящее время Запад демонстрирует свою военную решимость поддерживать украинскую армию, однако, военные усилия без привлечения других элементов давления не остановит стратегический нарратив Путина. Если Россия столкнется только с военным противодействием, сценарий насилия только еще более утвердится в глазах его сторонников.

Для того, чтобы уменьшить кажущуюся ценность сценария Путина в глазах его сторонников, международное сообщество должно осуществлять целый пакет мер - в том числе и невоенного характера. Для этого необходимо рассмотреть возможность двусторонних и согласованных многосторонних усилий,  чтобы, наконец, создать тот метанарратив, который нейтрализует путинский сценарий насилия.

Источник: On Track

 

 

Блоги

Публікації

X
X

Партнери