Модернизация финансового сектора - пример Швеции

< Назад до записів

Падение и национализация Приватбанка вызвала волну дискуссий о банковском секторе Украины. Считается, что национализация была неизбежным и единственным средством. Вместе с тем, это не гарантирует от подобных проблем в будущем, а возможность модернизации всего финансововго сектора в Украине пока никем не рассматривается.  Потому интересен пример других стран, уже переживших подобные проблемы в прошлом, и рассматривающих ряд опций, должных повысить надежность финансового сектора, уберечь от кризисов и повысить благосостояние граждан. Об этом – в недавней публикации, размещенной на сайте Международного движения за монетарную реформу.

 

 

        Центробанк Швеции рассматривает идею введения электронной кроны


        Центральный банк Швеции объявил о своем намерении рассмотреть создание и введение электронной версии национальной валюты. Если такие деньги будут беспроцентными и свободными от долгов так же, как банкноты и монеты, это значительно облегчит переход к суверенной денежной системе и обеспечит быструю реализацию "вертолетных денег" (метафора, означающая быстрое утоление потребности населения в наличности – А.М.).

Этот шаг был объявлен заместителем директора центрального банка Швеции Сесилией Скингсли в специальном выступлении на прошлой неделе.  С.Скингсли сообщила, что начато изучение вопроса о том, стоит ли шведскому Риксбанку начать выпускать свои собственные цифровые деньги, так называемые электронные кроны, и как можно реализовать эту идею.

Идеи, представленные Скингсли, очень перекликаются с идеями, которые отстаивает Международное движение за монетарную реформу в отношении цифровой валюты. Эти идеи отражены в специальном отчете под названием «Дигитал Кэш». Как говорится в отчете, «С приближающейся «смертью наличных денег» и развитием цифровых валют (таких как Bitcoin), существуют веские аргументы в пользу, того, чтобы центробанки начать выпускать «электронные деньги» - электронную версию банкнот и монет. Но здесь возникает целый ряд вопросов: как центральные банки введут новые цифровые наличные деньги в экономику, и как их будет использовать общественность? Какие преимущества этого? И какое это будет иметь влияние - положительное или отрицательное - на финансовую стабильность?»

Как говорится в докладе, такая идея имеет множество достоинств, включая большую финансовую стабильность в стране. Это позволит и оживить экономику, поскольку получателями цифровой валюты будут уже не только и не столько банки, сколько сеть фирм-провайдеров.

Если эти деньги будут беспроцентными и свободными от создания долга, в отличие от банкнот и монет, это стенет важным первым шагом на пути к Суверенной монетарной системе, поскольку это позволит людям выбирать между валютой, созданной на основе возникающего долга (банковские депозиты) или валюте долгов на основе резервов центрального банка. Это в значительной степени будет способствовать созданию суверенных денег через дивиденды граждан, как это предлагается в идее под названием «вертолетные деньги» или «Деньги для людей».

«E-Кроны», находящаяся на счетах, может статть таким же средством оплаты, как деньги коммерческих банков. E-Кроны будут выпускаться и регистрироваться в Riksban, центробанке Швеции. Тем не менее, люди могут свободно перемещать свои деньги между своими коммерческими банковскими счетами и счетами с электроннымикронами. С точки зрения владельцев счетов, E-кроны и «банковские деньги» будут такой же валютой.
Скингсли отметила, что количество денег, созданных частными банками, постоянно увеличивается. Сегодня частные банки создали в общей сложности 2400 миллиардов шведских крон (увеличение в размере 11% в год, в настоящее время это примерно 97,5% всех денег в шведской экономике). Это составляет около половины ВВП Швеции. В то же время, количество денег центрального банка в виде физической наличности быстро снижается. В настоящее время ее осталось только 62 миллиарда, но и это количество сокращается на 15% в год.

Скингсли представляет цифровую наличность в качестве дополнения к быстро сокращающемуся  количеству физических денежных средств. «Должно ли государство принять тренд, в котором доступ общественности к деньгами центрального банка определяется рынком, и неуклонно снижается? Как вы знаете, я не думаю, что это такая ситуация приемлема», сказала заместительница директора центробанка.

Для центрального банка, это также вопрос финансовой инклюзивности (то есть участия населения в финансовой системе – А.М.). «Кроме того, мы делаем это для людей, которые не имеют, не хотят иметь, или не могут иметь доступ к текущей версии платежной системы, так что теперь они смогут совершать свои платежи безопасно и эффективно», сказала Сесилия Скингсли. По ее словам, в то время как новая версия валюты еще не продемонстрирована на практике, теоретически, электронными кронами можно распоряжаться без участия коммерческих банков. Для того, чтобы достичь этого, Riksbankу придется создать платежную систему для электронной кроны, оборудовать ее пластиковыми картами и другой инфраструктурой и связанными с ними услугами, ранее предоставляемых частными банками.

Есть и другие причины ввести электронную крону. Скингсли отмечает, что " Если банк не работает, вы не сможете провести платеж "и что это "может привести к нестабильности в банковском секторе, если общественность хочет забрать свои деньги, а банк не может быстро продать достаточно своих активов, чтобы поднять необходимую ликвидность ". Эти проблемы не распространяются на денежные средства центрального банка, как "они представляют собой требование к центральному банку, который не может обанкротиться."


Так как деньги центрального банка является безопасными, введение в цифровой форме наличных денег не только сделает платежную систему более безопасной для граждан и бизнеса, но это также приведет к большей стабильности банковского сектора. В принципе, чем больше выплат производятся с использованием электронных крон, тем более стабильным будет банковский сектор, так как риск будет сокращен.

Если бы все люди, компании и государственные учреждения в Швеции использовали электронную крону для своих банковских счетов и платежей, платежная система стала бы полностью безопасной и ей не угрожали бы даже самые тяжелые финансовые кризисы в других странах мира.
Поэтому есть смысл, чтобы Riksbank изучил возможность выпуска цифровых денег в качестве дополнения к банкнотам и монетам. Одним из ключевых вопросов, отмеченных Скингсли, это  следует ли фиксировать перемещения е-кроны  со счетов или нет, сделав ее перемещения нефиксируемыми, подобно наличным деньгам.

Мы решительно поддерживаем серьезное изучение этого важного технического вопроса, а также считаем, что электронной кроне необходима полная платежная система. На наш взгляд, самый простой способ добиться этого через систему бухгалтерского учета, либо под управлением коммерческими банками за определенную плату или под управлением самого центробанка. Поскольку способность осуществлять платежи является гражданским правом, за осуществление которого  отвечает Riksbank, мы считаем весьма разумным, чтобы Riksbank продолжал делать это бесплатно в рамках функционирования национальной цифровой валюты.

Цифровые денежные средства позволили бы лучше контролировать денежную массу. Если более внимательно прослушать речь С.Скингсли, то можно убедиться, что самой важной причиной для выпуска электронной кроны является увеличение возможностей центрального банка управлять денежной массой, то есть электронная крона может стать инструментом денежно-кредитной политики.

 Сегодня Riksbank использует два основных инструмента денежно-кредитной политики; установление процентных ставок и покупка государственных облигаций, также известный как QE (сейчас их выпущено на 291 миллиард крон!). Основной задачей денежно-кредитной политики является сохранение стоимости валюты, то есть сохранение роста цен на стабильном и разумном уровне. Сегодня большинство центральных банков имеют целевой уровень инфляции в 2%. Потребительские цены включают в себя основные потребительские товары, такие как продукты питания, одежда, развлечения, транспорт, аренда и т.д. Следует отметить, что индекс инфляции не включает в себя стоимость активов, таких как дома и акции.

Оба инструмента - политика процентных ставок и выпуск облигаций ставят своей целью, чтобы коммерческие банки предоставляли больше кредитов и тем самым создавали больше денег. Они надеются на то, что увеличение денежной массы будет использоваться для потребления, стимулирования экономики. Но это не выходит, потому что большая часть заемных средств используется для покупки домов и акций вместо того, чтобы идти в сторону потребления. Это способствует повышению цен на недвижимость, а не потребительские товары. В результате, те, кто владеет недвижимостью и акциями становятся все богаче. Это еще больше увеличивает разрыв в между богатыми и бедными.

Скингсли выразила и осторожную поддержку идее "вертолетных денег" - все более обсуждаемой идее распределения денег непосредственно всем гражданам. Существует консенсус, что «вертолетные деньги» имеют гораздо больше шансов увеличить инфляцию потребительских цен, чем текущая политика QE. Это происходит потому, что вертолетные деньги будут распределены непосредственно среди всех граждан, что позволит стимулировать расходы на потребительские товары. Бедные семьи имеют гораздо вероятнее потратят деньги, полученные от центрального банка на потребительские товары, чем богатые, которые являются основными бенефициарами инфляции цен на активы, вызваннойполитикой QE.

Тем не менее, одна из главных проблем реализации «вертолетных денег» это вопрос о том, как осуществить прямые выплаты всем гражданам. Если все граждане имеют цифровые денежные счета в центральном банке, Риксбанк может очень легко увеличить денежную массу, просто долив на все эти счета порцию«вертолетных денег».Поэтому «вертолетные деньги» и цифровые денежные счета в сочетании обеспечат центральные банки новым инструментом для стимулирования совокупного спроса и контроля инфляции. Такая мера будет гораздо более эффективной, чем отрицательные процентные ставки и QE, которые раздувают цены на жилье и стоимость акций; это является одной из основных причин быстро увеличивающегося социального неравенства.

Заглядывая вперед, если идея электронной кроны в Швеции будет реализована, это будет означать, что большая часть денег будет создаваться не коммерческими банками, а Риксбанком. Соответствующая часть прибыли от создания денег, (так называемый «сеньораж» - А.М.) а это на сегодняшний день большая часть от 100 миллиардов шведских крон прибыли четырех крупнейших банков за год, будет переходить от коммерческих банков к Риксбанку. Эти деньги пойдут на то, чтобы либо облегчить нашу налоговую нагрузку, или увеличить бюджет правительства.

Таким образом, электронная крона и следующее введение суверенных денег даст следующее:

даст людям, компаниям и учреждениям в Швеции систему безопасных платежей,

• дастцентробанку более эффективные инструменты для реализации денежно-кредитной политики.

• уменьшит разрыв в уровне благосостояния.

• снизит уровень задолженности.

• создат гораздо более стабильную банковскую систему без финансовых кризисов, поскольку платежная система Швеции будет

будет защищена от международных финансовых кризисов.

Таким образом, нужно признать, что введение электронной версии национальной валюты - это очень разумная инициатива!

Перевод А.Маклакова

Источник: http://internationalmoneyreform.org/blog/2016/11/riksbank-skingsley-digital-cash/

Блоги

Публікації

X
X

Партнери