Запуск национальной криптовалюты в Китае – мотивы и следствия

< Назад до записів

Народный банк Китая (НБК) недавно заявил о возможном выпуске собственной цифровой валюты с использованием технологии блокчейна. Намерения китайских властей и подробности этого проекта пока неизвестны, за исключением того, что технология блокчейна будет использоваться не для непосредственной проводки трансакций, а для учета пользователей.

Китай серьезно подошел к этому вопросу. Народный банк Китая заключил соглашения с крупнымифинансовыми учреждениями Запада - с Citibank и Deloitte, для разработки своего проекта. Интересно то, что работа началась еще в 2014 году, но известно о ней стало только сейчас. Таким образом, три года работа над проектом велась скрытно, что говорит о значении, которые власти придают этому проекту. Скорее всего, подготовительная работа завершена, и НБК готов перейти к непосредственному запуску валюты. 

Если выйти за пределы финансового мира, и рассмотреть хотя бы основные, важнейшие действия Китая на международной арене, то становятся очевидными имперские амбиции Поднебесной. В стране ведется строительство в огромных масштабах – тысячи километров скоростных магистралей, строятся целые города «про запас», используется буквально каждый квадратный метр земли, страна имеет самую амбициозную в мире космическую программу. В последние годы Китаю удалось остановить отток молодых кадров на Запад, «с нуля» поднять индустрию нанотехнологий и захватить в ней лидерство. Становится ясным, что волевые способности китайского руководства отнюдь не стоит недооценивать – оно вполне способно действовать решительно.

Из заявления Народного банка Китая видно, что он хорошо понимает глобальный финансовый ландшафт, и значение новых технологий. Хорошо известно, с какой настойчивостью Китай добивался от МВФ предоставления китайскому юаню статуса резервной валюты. При этом Китай остался недоволен тем, что в составе корзины СДР юань получил всего 10,92%, хотя доля Китая в мировой экономике  составляет 14%. При этом Китай производит 90% мирового производства компьютеров, 70% - мобильных телефонов, и занимает доминирующие позиции в ряде других высокотехнологичных отраслей. В то же время темпы роста в последние годы стали снижаться.

Официально в заявлении Народного банка Китая говорится, что «изучение и выпуск цифровой валюты центральным банком оказывает положительное практическое влияние и имеет далеко идущее историческое значение. Запуск национальной цифровой валюты может значительно снизить затраты на выпуск и распространение государственной валюты, улучшить удобство и прозрачность хозяйственных операций, увеличить контроль за отмыванием денег, уклонением от уплаты налогов и другими преступными действиями». 

Западные аналитики отмечают, что запуск в обращение электронного юаня безусловно усилит контроль центрального банка за денежным обращением, улучшит экономическое развитие и позволит оказывать финансовые услуги для недостаточно обслуживаемых групп населения.

Кроме того, крайне важен и вопрос о суверенности новой валюты. В случае с электронным юанем, он безусловно будет валютой суверенной - власти могут эмитировать его по своему усмотрению, никакого влияния на него МВФ иметь не будет. Мировое сообщество сторонников финансового суверенитета пока не отреагировало на заявления НБК, хотя ранее одобрительно отнеслось к тому, что правительство Швеции стало изучать вопрос о создании национальной электронной валюты. Возможно, это дело времени.

Не столь радужны перспективы у биткойн-сообщества. Эта новость вызвала неоднозначную реакцию в сообществе пользователей биткойна. С одной стороны, то, что использование блокчейна расширяется, должно радовать, но с другой стороны, китайские власти известны стремлением к почти маниакальному контролю всего и вся. Независимо от того, как будет реализована идея новой электронной валюты, последствия для криптовалютного мира скорее всего, будут негативными – на рынке появится новый и мощный игрок. Идея новой китайской электронной валюты полностью противоречит ценностям биткойн-сообщества, поскольку она не допускает анонимности. Китай намерен использовать технологию блокчейна с точностью до наоборот – как систему контроля. Более того, тройка крупнейших бирж биткойна контролируется Китаем, как и производство оборудования для майнинга.

Можно предположить, что запуская собственные цифровые деньги, Китай стремится действовать на опережение, пытаясь дать экономике новый импульс для развития, повысить контроль над экономикой и финансовой сферой.

Немаловажно и желание уменьшить роль доллара в обращении. В начале июня стало известно, что Китай ведет переговоры с Саудовской Аравией об оплате нефти китайской валютой. Юань в оплату за нефть может существенно изменить ход мировых финансовых потоков, поскольку «выбив» столь важного союзника США, как Саудовская Аравия, выбить остальных Китаю будет значительно легче. Это представляет непосредственную угрозу для безопасности доллара США, что, вероятно, и стало важнейшей причиной визита президента Д.Трампа в эту страну.

Вероятно, что примеру Китая могут последовать и другие страны. Между тем, недавние хакерские атаки, вирусы WNCRYи особенно, Petya показали, насколько незащищенной может оказаться финансовая система, да и вся инфраструктура. В 2015 году злоумышленникам из группировки Carbanak взломали систему более 100 банков и других финансовых институтов в 30 странах мира, похитив не менее 300 миллионов долларов. По данным лаборатории Касперского, общая сумма похищенных средств могла быть и в три раза больше. Какие бы выгоды экономике ни сулил глобальный тренд виртуализации денег, он делает мир все более непредсказуемым.

 А.Маклаков

 

Блоги

Публікації

X
X

Партнери