Пост-теизм. Эпоха массовых «евангелий без Христа».

< Назад до записів

Мы не веруем. И не знаем. Мы вспоминаем, иногда. Мы цепляемся за истины, всплывающие в памяти как след от совершаемых глупостей сегодня и сейчас.

Как ТАМ, в святом Писании сказано… вспоминаем. Как должен поступать нормальный, духовно здоровый человек… вспоминаем. Какие ценности должны быть мерилом повседневной жизни… снова обращаемся к памяти.

 В поздний период советской империи при приеме в детские и юношеские организации (пионерия, комсомол) у новообращенных строгая комиссия спрашивала об именах героев, наградах организаций, уставных задачах. И юные кандидаты судорожно вспоминали или заглядывали в «шпоры» за подсказкой. Словно сдавали экзамен по химии или математике. Так же судорожно «вспоминают» сейчас, какие они – «общечеловеческие ценности», что такое «гуманизм» и кто они - духовные авторитеты прошлого. Для правильного ответа.

 Жизнь современника пронизывает эта странная тоска по «смыслу» и «осмысленности» - жизни, выбора, поступка. Смысл сказанного, сделанного, задуманного. О чем это? И почему «смысл» нельзя вспоминать каждый раз, когда сознание оказывается в этом самом тупике? ЧТО не вспоминается?

 Смысл и правда ясен. Другое дело – кому? Ведь ясность предполагает ту саму про-светленность (как о-духо-творенность, а для людей, склонных к мистичности, – «по-священность»), которая раскрывает человеку такие сущности как любовь, добро, все-человечность, с-праведливость, со-переживание и со-причастие. Как необходимые и неотъемлемые условия достижения и переживания человеческого с-частья. Ведь в итоге и каждый, и человечество стремятся к этому абсолютному идеалу реальной жизни – счастью, который выше всех политических утопий, либерализмов и коммунизмов, и является альтер-эго всех измененных форм сознания и состояния (самоотречение,  аскеза, «внутренняя эмиграция», дауншифтинг,…).

     Ясность смысла – в его о-Духо-творенной природе. Смысл как духовно-ценностное значение целей, «картин мира», поступков и замыслов. Во всеобщности о-Духо-творенности и скрыта тайна этого самого смысла.  Не-ясность связана как раз с обратным – с бесконечным сомнением человека в выборе между смыслом (как о-духотворенным содержимым, как отраженное его связи со Всевышним) и его собственным, не всегда «осознанным», умыслом. Умысел как личная правда, корысть, желание и выгода всегда противостоит смыслу. Не всякий готов и способен признать, что за «поиском смысла» кроется внутренняя, не вынесенная вовне, скрытая борьба собственного умысла с духовным смыслом.

 Стремление же получить внешнее одобрение, заручиться внешним авторитетом или дружеской поддержкой, часто позволяет снять такой болезненный и сложный выбор между «смыслом» и «умыслом», оправдать выбор в пользу «умысла» с помощью разделенной ответственности и общественного признания.

 Популизм в политике и в личных медиа-откровениях – не более чем уподобление правде, «ложное покаяние». Словно зная, «что» нужно сказать, оправдывая и одновременно «прикрывая» сказанным то, ЧТО на самом деле творится, и  что на самом деле мы творим с собой и окружающими. А вернее сказать, пере-творим, уничтожая смыслы, утверждая умыслы.

 Никто не виноват в том, что ты «не понимаешь». Потому что понять, «о-смыслить» - на то и жизнь человеку дану, и искра сознания зажжена. Барахтанье в личных целях, удовлетворенности любой ценой, прихотях жизни – толкает на «закрытие глаз», «потерю смысла», или даже отказ искать этот смысл.

 Духовный смысл против личного умысла, общеДуховное против лично-корыстного. Таким БЫЛ и пока ЕЩЕ  остается внутричеловеческий конфликт христианской культуры, разрушаемой новым язычеством и потребительским атеизмом. Язычники не выбирают, потому что сливаются с «новой природой» потребительского мира. Атеисты же нашего времени давно этот вопрос решили в пользу умысла.  «Само-реализация»  и  «личная стратегия» хорошо декорировали казалось бы подзабытое «ницшеанство». 

 Может ли мир стать в итоге мириадой «личных умыслов» без «оДухотворенных смыслов»? К тому идем. Потеряв Бога, человек не в состоянии бесконечно «вспоминать» истины. Но ощущение утерянного смысла – понуждает облагораживать личные умыслы, искать им оправдания и приличные этические «одежды». Бесконечная история личного и общественного само-оправдания. Жизнь «после Бога». Пост-теизм.

 

Андрей Ермолаев

(фрагменты, «Капли жизни»)

 Февраль 2018

Фото - скульптура Зевса и нимф на площади Согласия, Елисейские поля, Париж.

В период Французской революции на площади проводились массовые казни на гильотине.

Блоги

Публікації

X
X

Партнери