Чему Украина может научить Европу?

< Назад до записів

Звезда современной философской и политической мысли, скандально известный культуролог, психоаналитик и бунтарь, автор десятков книг (большая часть из которых на Украине не известна), и нескольких фильмов (отметим нашумевший «Гид киноизвращенца» и «Гид киноизвращенца: идеология») словенский мыслитель Славой Жижек наконец-то оторвался от полемики с Наомом Хомски и обратил внимание на Украину.

 К сожалению, даже такая мегазвезда интеллектуальной сцены, как Славой Жижек отнюдь не избалован вниманием отечественной прессы, и мы вынуждены судить о нем из российских СМИ, зачастую искажающих то, что говорится и пишется об Украине. Однако мысли мыслителя из Любляны интересны для нас не только потому, что они касаются нашей страны, но и тем, что они звучат для нас неожиданно лестно – а получить пару добрых слов из уст человека, чья мысль привыкла не столько созидать, сколько препарировать, рубить и рассекать, выявляя некие потаенные (и зачастую неприятные) истины, значит многое…

 Высказывания Жижека об Украине после свержения Януковича не собраны им воедино, а разбросаны по разным публикациям и изданиям – мы всего лишь перевели их заново (очистив от идеологических искажений и подчисток, внесенных российскими СМИ), и свели вместе, попытавшись представить более-менее связанную подборку основных идей.

 

Украина для Евросоюза – поиск свободы в равенстве.

 «Сегодня мы должны смотреть на грядущие выборы в Европейский парламент уже не так, как раньше, а через призму событий в Украине. Протесты, которые свергли Януковича и его «семью», возникли, как реакция на решение правительства улучшить отношения с Россией вместо продолжения евроинтеграции Украины и расширения связей с Европейским Союзом. Как и ожидалось, многие левые отреагировали на новость о массовых протестах с привычной «расистско-покровительственной» позиции. Мол, украинцы насколько сильно заблуждаются и идеализируют Европу, что не способны увидеть тот факт, что Европа переживает спад, поэтому присоединение Украины к Европейскому Союзу рано или поздно сделает ее экономической колонией Восточной Европы и доведет ситуацию в стране до положения «второй Греции».

 Однако левые игнорируют тот факт, что украинцы отнюдь не слепы по отношению к реалиям, которые их ожидают в Европейском Союзе. Украинцы хорошо знают обо всех его проблемах и социальном неравенстве. Главный месидж, который пытались донести демонстранты на Украине, это то, что их ситуация намного хуже, чем у жителей стран Евросоюза. Дело в том, что проблемы Европы до сих пор являются своего рода «проблемами богатых людей». Следует помнить, что, несмотря на ужасное положение в Греции, африканские беженцы все еще массово прибывают в Европу, вызывая гнев политических правых.

 Более важным сейчас является вопрос о том, с чем связывают понятие «Европа» украинцы? Это понятие нельзя свести к одному толкованию. Оно охватывает целый ряд идей, начиная от национализма с элементами фашизма до идеи, которую Этьен Балибар называет «?galibert?». Эту идею можно описать как свобода в равенстве, несмотря на то, что сегодня она все чаще предается самими европейскими властями. Следует добавить к этим двум составляющим еще наивную веру в либерально-демократический капитализм. В украинских протестах Европа должна увидеть свои лучшие и худшие стороны».

 

Шаткость правого национализма.

 «Украинский правый национализм – это часть обновленного антиэмигрантского популизма, направленного на защиту Европы. Опасность новых правых была четко представлена столетие назад Г. К. Честертоном, который в своей работе «Ортодоксия» (1908) писал: «Человек, который борется с церковью в поисках свободы и гуманности, в конце концов, утрачивает и свободу, и гуманность, ради борьбы с церковью». И разве сейчас не тоже происходит с «защитниками Европы», которые настроены против принятия эмигрантов?

 Что же нам делать в данной ситуации? Либералы говорят нам, что когда основные демократические ценности находятся под угрозой этнического и религиозного фундаментализма, мы все должны объединиться на основе либерально-демократической культурной толерантности, спасти то, что может быть спасено и отставить в сторону мысли о более радикальной трансформации общества. А как насчет европейской мечты о либерально-демократическом капитализме? Никто не может быть уверен в том, что ожидает Украину в Европейском Союзе, когда начнется  политика пресловутой «жесткой экономии».

 Все мы знаем анекдот времен Советского Союза про Рабиновича, еврея, который хотел эмигрировать. Бюрократ в эмиграционном центре спросил его, почему тот хочет эмигрировать, на что Рабинович ответил: «Есть две причины. Первая, я боюсь, что коммунисты потеряют власть в Советском Союзе, и новая власть переложит все грехи коммунистов на нас, евреев – и опять начнутся еврейские погромы».

 «Но позвольте, - перебил его бюрократ, - это же полный нонсенс, в Советском Союзе ничего измениться не может, власть коммунистов будет вечна!». «А вот это,- ответил Рабинович, -  есть моя вторая причина».

 Мы можем легко себе представить похожий обмен мнениями между критически настроенным украинцем и европейским финансовым администратором. Украинец жалуется: «Есть две причины, почему мы паникуем сейчас в Украине. Первая причина, это то, что Европейский союз просто оставит нас на съедение Российской Федерации, что приведет нашу экономику к коллапсу. Европейский администратор перебивает его и говорит: «Но ты можешь нам доверять, мы не бросим тебя, будем плотно контролировать тебя и советовать, что делать». «Вот-вот, - отвечает украинец спокойно, - это и есть моя вторая причина!»

 

Борьба за новую Украину только начинается.

 «Конечно, протестующие на Майдане были героями, но настоящая борьба только начинается - борьба за то, какой будет новая Украина. И эта борьба будет намного тяжелей, чем борьба против интервенции Путина.

 Вопрос не в том, «достойна ли Украина Европы, достаточно ли хороша, чтобы вступить в Европейский Союз», а вопрос в том, достойна ли современная Европа высочайших устремлений  украинцев.

 Если Украина станет смесью этнического фундаментализма и либерального капитализма, с олигархами, которые хорошо знают, где и за какие ниточки нужно потянуть, она станет такой же «европейской», как и сегодняшняя Россия (или Венгрия)».

 

Украина как проводник в будущее Европы.

 «Политические аналитики часто обвиняют Европу в том, что она недостаточно помогает Украине в ее конфликте с Россией, что Европейский Союз ответил на оккупацию и аннексию Крыма Российской  Федерацией очень нерешительно. Но есть и другой вид поддержки, который был упущен: предложить Украине подходящую стратегию для выхода из социально-экономического тупика. Ведь для того, чтобы это сделать, Европа сначала сама должна измениться, укрепив легитимность своего исторического освободительного, освобождающего потенциала.

 В своей работе «Примечания на пути к определению культуры», великий консерватор Т. С. Элиот подчеркнул, что существуют моменты, когда единственный выбор – это выбор между сектантством и неверием, когда единственный способ сохранить религию живой – это совершить сектантский раскол, отколовшись от ее «трупа».

 Сегодня это наш единственный шанс. Только «сектантским расколом», отделением от разлагающегося «трупа» старой Европы мы можем уберечь европейскую идею «?galibert?», сохранить ее живой. Такой раскол должен показать проблематичность того, что принято называть Новым мировым порядком и модернизации через наше приспособление к этому порядку.

 Если Новый мировой порядок – это неизбежность, то Европа потеряна. Единственный выход для Европы – это рискнуть и попытаться изменить свою судьбу. Только в такой Европе Украина сможет найти себе место. Не украинцы должны учиться у Европы, а Европа сама должна научиться объединяться вокруг идеи, которая была проводником в лучшее будущее участников протестов на Майдане.

 Следующим шагом должно стать публичное проявление братских отношений и организация связей между украинскими политическими активистами и российской оппозицией, противостоящей путинскому режиму. Это может звучать как утопия, но только такое мышление может открыть перспективу освобождения. В противном случае, мы останемся на уровне конфликта националистов, которыми управляют олигархи. Однако такие геополитические игры не представляют никакого интереса для настоящей освободительной политики».

 

В ручейке немногих действительно серьезных публикаций, касающихся Украины (напрямую, как статьи в «Уолл Стрит Джорнел», или опосредованно, как материалы последнего номера «International Journal of Boudrillard Studies»), мысли Жижека звучат неким диссонансом – они выходят за пределы сиюминутности, простого «здесь и сейчас». Они избавлены и от привычного для интеллектуальных диссидентов алармизма, открывая перед нами пусть неясное, тревожное и непривычное, но все же открытое пространство за пределами железобетонных реалий геополитики. Осмысление будущего Украины, возможностей построения действительно новой страны, только начинается. И тем отраднее для нас, что одним из первых, кто увидел за бурными событиями в Украине контуры чего-то действительно нового (будь ли это «фьюжн-цивилизация» или «цивилизация солидарности»), стал не кто иной, как интеллектуальный иерофант современности, "великий и ужасный" Славой Жижек – философ, человек и явление.

 

А.Маклаков, Д.Минасенко.

Блоги

Публікації

X
X

Партнери