Мобилизационная перспектива

< Назад до записів

Четвертая волна мобилизации уже проанонсирована. Что именно подразумевает эта волна мобилизации, которая должна начаться 20 января 2015 года?

Речь идет о комплектовании вооруженных сил, призванных защищать государство от внешней  агрессии, личным составом, поскольку вооруженные силы - это люди, это вооружение и те структуры, которые  руководят людьми и вооружением.  Основные три способа комплектования —  призывной, добровольный (в т.ч. контрактный) и наемный. Когда мы говорим о призыве то речь идет о том, что государство на законных  основаниях, решением руководства страны, объявляет призыв и определённые категории молодых людей через мобилизационные пункты (военные комиссариаты) вызывают для дальнейшего направления на срочную службу в регулярных воинских частях.

Сегодняшняя частичная мобилизация это не совсем призыв, это тот случай, когда решением Президента и Парламента направляют часть уже подготовленных резервистов на доукомплектование регулярных частей и подразделений, которые могут выполнять боевые задачи. То есть, это направление на краткосрочную военную службу специалистов, которые уже имеют подготовку. А часть неподготовленных молодых людей в возрасте 20-27 лет вызовут для прохождения подготовки и несения службы «в тылу», вне зоны АТО.

Сейчас не идет речь о всеобщей мобилизации, когда могут призвать и тех, кто не имеет военной специальности. А повестки, которые направляет военкомат, часто не связаны ни с призывом, ни с мобилизацией. Они связаны с тем, что военным комиссариатам нужно вести постоянный учёт мобилизационного резерва: количество, возраст, военно-учётная специальность, состояние здоровья, уровень подготовки. Все эти категории должны учитываться для своевременного реагирования в случае необходимости.

Начиная с 2003 года, когда президент Кучма утвердил программу перехода комплектования армии по контракту,  мы готовились к переходу на комплектование добровольцами. Вместе с этим, сокращалась количество тех, кого призывали на срочную службу. Соответственно, уменьшалось количество подготовленного резерва. Программа была рассчитана до 2015 года. Фактически, в 2014 году мы не призывали солдат на срочную службу. Но, как показал опыт этого года, опыт отражения агрессии со стороны России и пророссийских наёмников, нам нужен более качественный мобилизационный потенциал.  Для того чтоб его получить необходимо поэтапно провести ряд мер.

Если речь идет о добровольцах и мобилизуемых резервистах, то наша задача сегодня состоит в том, чтоб предоставить им нужную мотивацию, условия для подготовки и службы, и т.д. До сих пор мы решали самые острые проблемы, которые накопились за 20 лет, силами добровольцев, волонтеров. Но таким путем долго мы идти не можем, нужен более эффективный, системный подход. В будущем, мы можем и должны сформировать необходимый мобилизационный потенциал – может быть за счет добровольцев, а может быть за счет призывной службы по образцу израильской или финской армий. Но, прежде всего, государство должно привести в порядок всё то, что касается социальной защиты военнослужащего и его/её семьи.

Таким образом, что подразумевается под четвертой волной мобилизации? Часть мобилизационного контингента будут призывать в обязательном порядке, и направлять на обучение/доподготовку. При этом, они не попадут сразу, непосредственно в зону, где ведутся боевые действия, а не имеющие предыдущего опыта службы туда не попадут вообще.

Ситуация в общем такова, что сейчас нужно решить самые неотложные задачи, а потом, параллельно, мы определимся каким способом в дальнейшем мы будем комплектовать нашу армию: только добровольным или смешанным способом, который существует у нас сейчас. Если говорить о качестве, то срочная служба в том виде, в котором она существовала до сих пор, не была достаточно эффективной. Поэтому мы должны сегодня создать такие условия и такую мотивацию для будущих солдат, которая могла бы действительно привлечь многих на добровольную профессиональную службу или службу в резерве. Мы можем использовать опыт других стран в построении своей армии, например опыт Израиля, Финляндии, Швейцарии. Ведь их армии, не имея постоянного большого военного контингента мирного времени  способны, в случае военной необходимости, мобилизовать многочисленную боеспособную армию.

Что касается мотивации, то некоторые мотивационные механизмы у нас уже существуют, нужно только поднять их на необходимую высоту. Уровень денежной компенсации и льгот, которые мы имеем сейчас, просто недостаточен. Риск, которому подвергается солдат или офицер, и та компенсация, которая им предлагается, не являются адекватными.  Для обеспечения очередной мобилизации Кабинету Министров необходимо срочно решить ряд вопросов улучшения компенсаций для военнослужащих, членов семей и работодателей таким образом, чтобы обеспечить адекватность тем рискам, которые мы возлагаем на военный персонал.

Блоги

Публікації

X
X

Партнери