Украина и БРИКС в зеркале мировой прессы

< Назад до записів

Середина января отмечена всплеском интереса западной прессы к российско-китайским отношениям, особенно в контексте ситуации на Украине.

Статья под заголовком «Российские санкции: что толку?» посвящены санкциям против России, появилась на днях в «Newsweek».С точки зрения автора, настоящий кризис только начинается. Последствия санкций и низких цен на нефть неизбежно приведут Россию к «огромным экономическим трудностям». Российская экономика существенно пострадает, говорится в статье. Однако благодаря мощным «финансовым подушкам безопасности» и антикризисной политике у России еще есть возможности затормозить скатывание в полномасштабный кризис.

Автор резюмирует, что несмотря на существующие экономические проблемы и давление на Россию, ситуация в ней не настолько плоха, как можно было бы ожидать. В статье говорится, что кризис не может быть назван всеобъемлющим, поскольку финансовое положение в стране остается удовлетворительным. Антироссийские санкции не достигли своей цели, и еще предстоит выяснить, «создали ли они условия для мира, а не только ударили по российским акциям и облигациям», считает автор.

«Project Syndicate» опубликовал статью гарвардского профессора Нея «Возможен ли новый русско-китайский союз?» о партнерстве России с Китаем. В ней рассмотрена история  китайско-российского сотрудничества за последние десятилетия - от «конструктивного партнерства» в 1992 году до «стратегического партнерства» 1996 года и, в конце концов, «дружбы и сотрудничества», закрепленных  договором в 2001-м, за которым последовала серия инициатив, общих проектов и организаций, в которых позиции двух стран очень схожи.

Тем не менее, по мнению автора, о союзе между двумя странами говорить пока рано. Китай в значительной степени зависит от доступа на рынки США и американских технологий. Кроме того, Россия и Китай конкурируют за влияние в Центральной Азии.

За скобками этих, и ряда других публикаций остался материал «Strategic Insights: The Ukraine Crises and the Emerging Sino-Russian Political Alliance» (автор - Бин Ю), опубликованный в сентябре на сайте Института Стратегических Исследований Армии США (strategicstudiesinstitute.army.mil), затрагивающая финансовый аспект возможного российско-китайского альянса и его связь с кризисом в Украине.       

       «Пять стран БРИКС членами являются крупнейшими экономиками вне Организации Экономического Сотрудничества и Развития. На их долю приходится более 43 процентов мирового населения, 21 процентов валового мирового внутреннего продукта (ВВП), и 17 процентов мировой торговли.Наиболее ярким показателем значимости стран БРИКС в мировой экономике является их доля в глобальных валютных резервах ($ 4,4 трлн к концу 2013 года). Четыре из пяти стран БРИКС входят в десятку крупнейших держателей валютных резервов, а доля Китая ($ 4 трлн) больше, чем   валютные резервы шести крупнейших их обладателей, вместе взятых (Япония, ЕС, Саудовская Аравия, Россия, Швейцария, Бразилия). (См.диаграмму)

        Несмотря на это, страны БРИКС в значительной степени маргинализированы в мировых финансовых институтах, таких как МВФ и Всемирный банк. Китай, например, имеет меньше голосов в МВФ и Всемирном банке, чем Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Хотя в 2010 году, МВФ обязалась сгладить дефицит представительства развивающихся стран в МВФ (увеличив его до 6 процентов, в то время как Вашингтон в одиночку имеет 17 процентов голосов), этого так и не произошло. Эта ситуация сохраняется добрые 70 лет - со дня создания Бреттон-Вудской системы. Члены БРИКС поэтому «по-прежнему разочарованы и серьезно озабочены невыполнением программы реформирования Международного Валютного Фонда, что отрицательно влияет на законность, легитимность и эффективность МВФ», говорится в заявлении, опубликованном сразу после 6-го саммита БРИКС в Форталезе, прошедшем в июле», говорится в докладе Бин Ю.  

«Только в первом квартале 2014 года, из-за западных санкций Россия потеряла  51 миллиард долларов . Поэтому у Путина и возникла потребность в поиске альтернативы западным финансовым учреждениям, а это, прежде всего, Китай. В случае с БРИКС, мы видим целый набор совпадающих стратегических интересов. Прежде всего, это общее намерение реформировать международную валютно-финансовую систему. В нынешнем виде она явно несправедлива по отношению к странам БРИКС и развивающимся странам в целом, и, если быть точным, полностью зависит от валютно-финансовой политики властей США. Страны БРИКС хотят изменить это.

Стоит отметить, что на следующий день после замечаний Путина о роли БРИКС в мировых финансовых институтах, Соединенные Штаты ввели новый раунд санкций против России. Буквально на следующий день над восточной Украиной был сбит малайзиский авиалайнер, и погибли всех 298 человек на его борту. Похоже на то, что Украина и БРИКС – это связанные кризисы, и в ближайшие месяцы они будут только углубляться. И хотя Китай не одобряет обострение этих двух кризисов, ему, тем не менее, придется иметь с ними дело», утверждает Бин Ю.

В отличие от Д.Нея, который не видит перспектив сближения России и Китая, военный аналитик Бин Ю не столь уверен: «хорошо это или плохо, но нынешняя политика администрации Обамы – наказывать Россию и сдерживать Китай при помощи милитаризированных держав Азии, толкает Китай и Россию в объятия друг друга».

Обзор подготовил А.Маклаков.

 

Блоги

Публікації

X
X

Партнери