Директор Института стратегических исследований "Новая Украина", политолог Святослав Денисенко
Мир борется с пандемией COVID-19. МВФ предупреждает о худшей рецессии с 2009 года, и заявляет о готовности задействовать " всю кредитную емкость в 1 трлн. долларов". Правительства готовят многомиллиардные пакеты стимулирующих мер, а Центральные Банки включают печатные станки.
Пока рекордсменами выглядят США, где общий пакет стимулирующих мер может достичь порядка 6 триллионов долларов или около 28% (2019г). Из этого пакета порядка 4 триллионов составят программы ФРС и $2 трлн. — прямая помощь правительства в виде поддержки сервисных компаний, выплат гражданам, кредитов малому бизнесу и страхованию по безработице.
Схожие, но несколько меньшие по объему программы, запускает Великобритания (350 млрд. фунтов стерлингов). Параллельно, Банк Англии 19 марта понизил базовую процентную ставку с 0,25% до 0,1% и пообещал увеличить объем программы выкупа гособлигаций и корпоративных бондов на 200 млрд фунтов стерлингов - до 645 млрд фунтов.
Антикризисные меры предпринимает Европейский Центробанк. На экстренном заседании 18 марта ЕЦБ заявил о запуске программы по выкупу ценных бумаг частного и государственного сектора на сумму в 750 млрд евро. Можно ожидать, что в ближайшее время будет запущен и Европейский стабилизационный механизм, располагающий более 400 млрд. евро для преодоления кризиса, вызванного вспышкой COVID-19. По крайней мере, о необходимости ввести в дело этот инструмент недавно заявил Министр экономики Франции Брюно Ле Мэр.
Для того чтобы поддержать экономику страны на беспрецедентные меры вынуждено было пойти правительство Германии. На экстренном заседании 23 марта Кабинет Министров ФРГ согласовал самую масштабную в истории программу стимулов объемом 156 морд. евро. И для того, чтобы ее профинансировать принято решение приостановить действие закрепленного в Основном законе "долгового тормоза". Тем самым прервать политику по предотвращению роста госдолга, которой Германия успешно следовала с 2014 года.
Кроме того, представители правительства ФРГ заявили о готовности при необходимости национализировать компании, которые пострадают от последствий распространения коронавируса.
Китай, Япония, Южная Корея, Канада и Австралия, страны Европы от Пиренеев до Балтики, практически все государства, столкнувшись с эпидемией, вынуждены прибегать к стимулам. В целом, даже на первом этапе общий объем затрат на борьбу с эпидемией можно оценить на уровне не менее 10 триллионов долларов. Очевидно, это будут триллионы нового ДОЛГА и это ставит серьезный вопрос о будущем "пост-карантинного" мира.
Еще в прошлом году, выступая в Вашингтоне на 20-й конференции экономических исследований Annual Research Conference, директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева заявила о рисках наращивания долгов. В своем выступлении она подчеркнула, что общий объем мирового долга, как государственного, так и частного, достиг рекордного уровня в 188 трлн. долларов, что составляет 230% мирового ВВП. Причем, по соотношению долга к ВВП в странах с развитой экономикой достигнуты уровни, которых не было со времен Второй мировой войны.
Уже ясно, что в результате противоэпидемической политики глобальный уровень долга вырастет. Также вероятно, что рост экономики после "карантина" будет в лучшем случае анемичным, а в худшем, глобальную экономику ожидает действительно затяжная "зима". Это значит, что риски корпоративных и суверенных банкротств будут подталкивать власти к новым пакетам стимулов и наращиванию долга. До того момента пока уровень долга не станет неуправляемым. Или пока, пакеты финансовых стимулов, как уже опасаются эксперты Дойче Банка, не окажут избыточного эффекта и не спровоцируют гиперинфляцию на фоне сокращающегося предложения.
Вероятны, мы уже вошли в тот этап, когда перестройка глобальной финансово-экономической модели становится неизбежной.
Отрицательный ссудный процент, не только в Японии, но и в Европе, а в перспективе и в США. Обобществление убытков и национализация собственности через выкуп акций и вхождение государства в акционерный капитал корпораций. Прямое финансирование правительством домохозяйств или "деньги с вертолета", о которых в качестве гипотетической меры писал М. Фридман в работе "Оптимальное количество денег" (1969 г). Все это уже меняет природу капитала и государства, перестраивает жизнь общества. И заставляет нас думать о посткризисном мире не только в категориях убытков или прибылей, но и с точки зрения грядущих формационных изменений. Переживет ли пандемию и карантины свободный рынок и либеральная демократия. Похоже, скоро нужно ставить вопрос именно так.
https://censor.net.ua/b3184306
Источник: https://censor.net.ua/b3184306