Юрий Надтока, главный советник Института стратегических исследований «Новая Украина»
История с Covid-19 рождает ассоциацию с третьим звонком. Первым был птичий грипп, который передавался от птиц людям, но не между людьми. Вторым — свинной, который передавался уже от человека человеку, но был недостаточно заразен. Теперь вот коронавирус, который исправил это упущение, но не является тотально смертельным. Каким будет будущее, будет ли поднят занавес и не начнется ли первый акт всемирной трагедии человечества — кто знает. Но в любом случае украинскому обществу не мешало бы принять во внимание несколько полезных уроков, которые помогут не получить на руки роль одного из основных трагических персонажей.
1. Биологические угрозы являются обстоятельством, который может опрокинуть все. От частной жизни до глобальной экономики. И они не результат случайного стечения обстоятельств. Это постоянно действующий фактор, к влиянию которого необходимо приспосабливать государство и общество. Например, менять отношение к развитию системы здравоохранения. Как оказалось уходить из этой сферы государству нельзя. Медицина — это не еще один способ делать бизнес. А доступность медицинских услуг — это не социальная подачка и пережиток прошлого. Развитость здравоохранения становится одним из ключей обеспечения национальной безопасности и инвестиционной привлекательности. Капитал не станет задерживаться в экономике, регулярно и надолго опрокидывающейся на лопатки очередным микроорганизмом. При этом система здравоохранения должна основываться на государственных гарантиях и быть готовой к работе в режиме мобилизации, а не вольноопределяющегося волонтерства. Обеспечение ее нужд должно быть не менее значимой задачей, нежели обеспечение нужд обороны.
2. Государство должно иметь необходимые производственные, финансовые, кадровые ресурсы, чтобы обеспечивать нужды здравоохранения. Можно ли обеспечить их за счет налогообложения бизнеса или необходимо восстанавливать государственный сектор экономики — вопрос дискуссионный. Скорее истина где-то балансирует. В конце концов государство должно иметь возможность реализовывать чрезвычайные мобилизационные меры даже когда бизнес замирает и не платит налогов. Но то, что нельзя во всем полагаться на иностранного инвестора и иностранного же консультанта, продвигающих сворачивание социально значимых расходов и демонтаж всего, что имеет предикат «государственное» - очевидно.
3. Как оказалось болеют все — бедные и богатые. А богатые к тому же болеют везде. И в швейцарском Куршавеле тоже. А значит пора избавляться от «синдрома ковчега». Накопления не избавляют от напастей. И оказаться один на один с проблемой отсутствия оборудования и медицинских кадров может любой. Не знаю насчет объединяющей национальной идеи в целом, но развитие национального здравоохранения — важная ее часть.
4. Последний урок более общего характера и выходит за рамки тематики здравоохранения. Наглядным пособием к нему являются наши заробитчане. Как оказалось, убежать от проблем, усидеть на двух стульях не всегда удается. Жизнь поворачивается так, что приходится возвращаться к отчему порогу. Обветшавшему, полуразвалившемуся. Сталкиваться здесь с ощущением беспомощности и беззащитности. В следующий раз может оказаться некуда бежать и некуда возвращаться. Что должно внести коррективы и в личное поведение, и в политический дискурс, и в государственную политику. Время бегства, безответственных электоральных экспериментов и политики «снятия сливок» прошло. Война, Болезни, Бедность уже здесь. Будем ли ждать Смерти.