"Мне очень хочется, чтобы уже сейчас мы могли найти ответы на все мучительные вопросы времени. Перейти от дискуссии к действиям. Заменить усталость энергией, апатию – подъемом, уныние – оптимизмом, а разобщенность – единством. Но если мы пока не можем обрести всего этого, то давайте хотя бы наберемся мужества говорить друг другу правду. Только правду. И ничего, кроме правды". (Экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, из выступления в Королевском институте международных отношений, Лондон, 1995г.):
Осень-2015: есть ли шанс?
Тайминг происходящего во многом предопределен термином действия т.н. "Минских соглашений" (до конца 2015г.), а также – международными рисками экономического и геополитического плана, которые тоже во многом связывают с политическими итогами 2015 года. Эта временная и политическая рамка существенно влияет на планирование и целеустремление всех основных игроков, участвующих либо влияющих на конфликт в Украине.
В июне 2015 года, на фоне негативных ожиданий новой военной кампании на Донбассе, произошел ряд существенных изменений, повлиявших на дальнейший ход событий.
Прежде всего, к лету стал очевиден общий баланс и новое качество военного противостояния на Донбассе. ВСУ и сепаратистские вооруженные силы достигли определенного паритета в вооружении, численности и тактических возможностях. Стал очевидным военный тупик конфликта и бессмысленность масштабного обострения от любой из сторон.
Во-вторых, исчерпался потенциал "военного управления" на территории ДНР-ЛНР. Дефицит профессионального менеджмента в экономике и управлении, мародерство, нарастание внутреннего социального напряжения (первые бунты населения против сепаратистов, конфликт к казаческими формированиями, негатив населения к "неславянским" добровольцам, дефицит и дороговизна продуктов, рост безработицы) – все это создавало предпосылки для внутреннего кризиса ДНР и ЛНР уже к средине осени 2015 года в связи с нарастанием угроз неуправляемой гуманитарной катастрофы с началом осенне-зимнего сезона.
В-третьих, меры по экономической блокаде ЛНР-ДНР стали реальной угрозой экономического обвала в регионе. Отсутствие у РФ достаточных возможностей полноценной помощи ДНР-ЛНР по крымскому сценарию приводит к тому, что блокада стала жестоким, но действенным оружием.
В-четвертых, санкции против РФ и радикально изменившаяся ситуация на мировом рынке нефти после решения "иранского вопроса" существенно сузили возможности маневра РФ. 2016 год может стать для России годом нового системного кризиса и "затягивания поясов". В этих условиях аннексированный Крым и непризнанные, нуждающиеся в помощи ДНР-ЛНРстановятся источником дополнительных затрат, катализатором внутрироссийского напряжения, а в итоге – после волны патриотизма – новым де-мотиватором для нищающего российского населения уже через один календарный год.
Прямолинейность украинского руководства в толковании и реализации Минских соглашений, отсутствие внутреннего формата переговоров с сепаратистами, категорическое неприятие каких-либо выборов на Донбассе "не по правилам Киева", половинчатость конституционных изменений и сохраняющийся общий тон настроений "свои-чужие" позволял изменить сценарий – от варианта "победы в освободительной войне" к варианту "удушения миром". Что, собственно, и предпринимается с конца июня, как со стороны Москвы, так и со стороны представителей ДНР-ЛНР.
Элементы сценария "удушение миром"
(попытка реконструкции, сентябрь-ноябрь 2015г.)
- РФ продолжит оказывать военно-техническую, финансовую и гуманитарную помощь ДНР-ЛНР, постепенно сворачивая количество и уменьшая концентрацию собственных регулярных сил – с расчетом на минимизацию такого присутствия к концу сентября. Примечательным стало оправдательное заявление президента Чечни Кадырова в июле 2015 о том, что чеченские добровольцы "отозваны";
- в ДНР-ЛНР разворачивается подготовка к выборам в местные органы власти, повестка войны с Киевом постепенно меняется на повестку формирования "своей" местной власти. При этом,Москву и ДНР-ЛНР абсолютно устраивает категоричность Киева и ожидаемое непризнание выборов. Более того, это – важная составная результата;
- выборы в октябре в ДНР-ЛНР будут проведены с имитацией участия наблюдателей. Вероятно, настойчиво будут приглашаться ОБСЕ, представители стран СНГ, международных НГО, и пр.;
- следует ожидать усилий по приглашению и вовлечению в выборы той части переселенцев, которые готовы возвращаться и переехали в ближайшие области (по некоторым данным, из 1,4-1,6 млн переселенцев внутри Украины порядка миллиона – временно проживают на неоккупированной территории Донецкой и Луганской областей, а также в ближайших к областям районах Харьковской, Запорожской и Днепропетровской областей).
- Итоги выборов в таком сценарии станут новой легитимацией ДНР-ЛНР, поскольку выбранные местные власти в глазах местного населения будут намного легитимней и ближе, чем все предыдущие референдумы, "парламенты республик" и пр. Негативная реакция Киева еще более сплотит местное население против Киева.
- в послевыборный период вполне вероятны существенные ротации в составе руководства ДНР-ЛНР, появление новых фигур из состава промышленного и управленческого менеджмента. Так называемый "переворот в ДНР" и укрепление позиций Пушилина (возглавил Народный Совет ДНР) можно рассматривать как первый шаг в этом направлении. Вместе с тем, заявленное летом 2015 года "правительство в экзиле" (Азаров и К), а также выдвижение кандидатом в президенты Украины экс-регионала Владимира Олийныка – скорее инструмент информационного влияния, чем политический ход. ДНР-ЛНР не воспримут и не примут ни Януковича, ни Азарова, ни Олийныка. В свою очередь, "военные правительства" сепаратистских республик, дополненные депутатами на выборах 2015 году, могут составить костяк новой региональной элиты, которой население восточного и южного Донбасса будет доверять больше, чем Киеву.
Позиции и последствия
Подготовка и проведение выборов на Донбассе, которые не признает Киев, - прямой путь к перезагрузке республиканских проектов ДНР-ЛНР, оформление социально-политической линии противостояния на длительную перспективу, резкое повышение "цены" политического мира – от самостоятельности регионов (минские соглашения) до федеративного договора как минимум.
РФ старается выйти из неудавшегося проекта "Новороссия", сохранив в Украине формат осколочного государства, способного "делиться" в любой момент и от любого конфликта. Поэтому – поддержка выборов на Донбассе и подготовка к "затяжной паузе" в отношениях с Западом. Замысел прост – дальнейшее развития кризиса в Украине может повлиять на позицию Западе, в т.ч. – мотивировать его на ускоренную смену состава украинской власти (2016+).
Официальный Киев ориентирован на отсечение Донбасса, для чего необходима поддержка и признание этого факта со стороны ЕС и США. Выборы на Донбассе, участие в них части переселенцев, непризнание выборов и рост взаимного отторжения двух сторон – неприятный и маловыгодный вариант с точки зрения международной реакции. Поэтому риски военного обострения, провоцирование боевых действий, спецоперации – все это может стать составляющей событий осени 2015. К сожалению, с обеих сторон.
Линия "на отсечение" Донбасса – это линия на создание "малой Украины", без Крыма и Донбасса, более управляемой и лояльной, проевропейской, без протестного населения и малоуправляемых олигархов с Востока. События второго полугодия 2015 года будут иметь решающее значение.
ЕС заинтересован закончить войну к концу 2015, решить проблему безопасности в регионе и целостности границ, начать выход из политики санкций с 2016. ЕС нужен новый баланс в процессах стабилизации экономики Европы, с целью недопущения его распада, с заявленной евроатлантической экономической интеграцией с восстановлением экономических отношений с РФ и евро-азиатским рынком. Иначе ему грозит новая волна кризиса, рост европессимизма и даже начало распада (контрольная точка – референдум в Великобритании).
США – намерены завершить начатый процесс втягивания ЕС в обновленный евроатлантический проект (усиление НАТО и договор о евроатлантической зоне торговли), и одновременно – минимизировать континентальное сближение ЕС и РФ, в том числе – за счет вымывания модернизационного фонда РФ (цены на энергоносители) и изоляции (реакция на войну, трибунал).
Риски
ДНР и ЛНР после выборов при поддержке РФ могут форсировать "абхазский сценарий" - инициировать подписание договоров с РФ. Подготовка к этому сценарию уже началась – российский рубль стал в сепаратистских республиках основной валютой с первого сентября 2015 года, на территорию республики, по заявлению депутатов ГосДумы, начинает распространяться российская юрисдикция.
В Украине в пост-выборный период может развернуться системный кризис власти (недееспособность исполнительных структур, конфликты на почве противоречивых результатов выборов в местные советы, ужесточение позиций так называемой "внутри-майданной оппозиции"). Перспектива – досрочные парламентские выборы, вероятнее всего – весна 2016 года.
Блокирование реформы по децентрализации (в парламенте нет 300 голосов для решения о внесении изменений в Конституцию) может привести к дискредитации политики Президента Порошенко и популяризации идеи "перезагрузки" всей власти (досрочные президентские выборы сразу после парламентских).
Возрастает риск новой волны регионального сепаратизма.
Дополнительным катализатором социального недовольства могут стать – позиция переселенцев, разочаровавшихся в провале мирных переговоров; падение доходов населения и высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги; рост безработицы; рост уличной преступности; расколы в гражданском обществе в связи с милитаризацией части общественных организаций; рост общественного пессимизма и негативные ожиждания зимнего периода (проблемы с отоплением, дефицит топлива и электроэнергии).
Фактический срыв и дискредитация Минского процесса могут существенно изменить позицию стран-участниц "Нормандского формата" и ЕС в целом – от поддержки к прагматизации отношений с Украиной. Идея перезагрузки власти и обеспечение нового политического баланса Украины с целью недопущения новых волн сепаратизма может быть поддержана уже к весне 2016г. Вероятен и новый формат диалога о будущем Украины в условиях обострившегося кризиса государственности – по формуле "ЕС-РФ-США".
РФ (после сессии Генассамблеи ООН) может существенно откорректировать позицию, усилить мирную риторику. В частности, взять на себя инициативу по формированию новой системы безопасности и возвращение к идее договора о коллективной безопасности в Европе (перезагрузка ОБСЕ) с гарантиями сохранения границ в обмен на гарантии внеблоковости Украины, ограничения по вооружениям в Европе, восстановление паритета в торговле, финансово-кредитной и инвестиционной политике, доступности технологий (отказ от санкций).
Вместе с тем дальнейший кризис в Украине может катализировать кризис в РФ и существенно повлиять на укрепление позиций европессимистов в ЕС (катализатор – референдум в Великобритании). В целом, кризисный переходной период – 3-5 лет.
Возможная альтернатива
(политическая утопия)
1)В рамках Минского процесса (сентябрь) – подготовка к подписанию Соглашения о выборах (некий аналог Договора Страстной Пятницы между британским правительством и северо-ирландскими сепаратистами). Предмет переговоров и договора - условия и правила выборной кампании в местное самоуправление в октябре 2015г. (возможно, за счет внесения дополнений в закон о местных выборах), де-интернационализация конфликта (все не-граждане Украины должны покинуть страну с обеих сторон), возможность совместного патрулирование "линии огня" и границы Украины с РФ с участием ВС Украины, сепаратистских формирований на правах "милиции" и "голубых касок" ОБСЕ как третьей стороны.
Отведение тяжелого вооружения от линии столкновения, "замораживание" тяжелой военной техники на территории т.н. ДНР-ДНР на согласованных площадках хранения под контролем ОБСЕ.
Гарантии безопасности для переселенцев, готовых вернуться в свои города и поселки на Донбассе.
Следующий шаг – выборы в местное самоуправление во всех регионах Украины и организация Всеукраинского форума местных громад, принятие конституционного Акта национального единства и принципов организации территории.
Третий шаг – создание автономных регионов вместо самопровозглашенных ДНР и ЛНР, исключающее федерализацию страны, и назначение даты выборов в региональные советы автономий. Подготовка новой редакции тех разделов Конституции Украины, которые касаются политической системы и административно-территориального устройства, где будет предусмотрена возможность "автономного региона" (с учетом опыта конституционного раздела об автономной республике Крым) и двухпалатный парламент с верхней палатой громад.
И четвертый шаг – после имплементации конституционных изменений – общенациональные выборы в новый парламент (осень 2016г) и президентские выборы (весна 2017г).
2)Возможны также инициативы по урегулированию "крымской проблемы". Как вариант - на основе особого статуса Республики Крым, с двойным гражданством и статусом особой экономической зоны, разблокирование транспортных коммуникаций, демилитаризация полуострова (за исключением военно-морской базы ЧФ в Севастополе, что должно регулироваться отдельным Договором Украины и РФ). Это предполагает выход АР Крыма из состава РФ, определение переходного периода 2-3 года, подготовка и проведение референдума о статусе республики, предполагающий и возможность возврата в состав Украины на правах автономного региона и с учетом задекларированного украинской стороной права крымско-татарского народа на национально-территориальную автономию.
3)Важное условие – снятие санкций в 2016 со всех сторон и международные гарантии безопасности. Целесообразно проведение переговоров в "Будапештском формате+" - по итогам принятия Акта национального единства в Украине("Будапештский формат+" предполагает участием стран-гарантов с привлечением руководства ЕС и ОБСЕ).
Понимаю, что это политическая утопия. И актуальна она только осенью 2015. Но шанс есть. Альтернатива – непризнанная государственность ДНР-ЛНР, сближение и особые (вероятней всего, на основе договоров) отношение этих образований с Россией, новое социальное обострение в Украине и кризис центральной власти в связи с распадом коалиции и низким уровнем поддержки со стороны населения, новые угрозы регионального сепаратизма.
Правители, и диктаторы, и демократы, и монархи, рано или поздно уходят. Остаются народы, страны, культура, память и амбиция будущего. Шок войны и ощущение надвигающейся катастрофы еще не пережиты окончательно. Но если есть хоть малейшая возможность изменить фатальный ход событий – ее нужно использовать. Иначе наши дети нам не простят.
У войны огромная цена, которая измеряется не деньгами, а судьбами и жизнями людей. А у мира нет цены. Он бесценен, как сама жизнь. Поэтому в этом материале ни слова о бюджете, помощи, восстановлении. Будет мирное развитие – будет и экономика, сколько сейчас не считай.
События осени 2015 будут решающими для судьбы Украины. Страны, которую мы помним, уже не будет. Какой будет новая Украина – решать политикам и нам всем.
Автор: Андрей Ермолаев
http://ukranews.com/ru/article/2015/09/07/791