Я хочу проанализировать динамику массовых настроений в Украине, те тенденции, которые проявились в последнее время.
Прежде всего, следует обратить внимание на углубление кризиса доверия к власти. Опросы населения показывают, что оценка деятельности руководства страны неуклонно ухудшается. Если в декабре прошлого года работу Президента П.Порошенко в той или иной степени одобряли 27%, то сегодня только 20%. В настоящее время деятельность Президента отрицательно характеризуют три четверти украинских граждан. (См. в приложенном файле внизу страницы - диаграммы по данным соцопроса)
Столь же критично оценивается работа правительства. Сегодня работу Премьер-министра Владимира Гройсмана в той или иной степени одобряет только 18% опрошенных.
Следует ожидать, что осенью недовольство властью усилится. Что дает основание для таких прогнозов?
Одной из наиболее острых проблем, которые беспокоят население, является высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Задолженность населения перед предприятиями теплокоммунэнерго в июне превысила 6 млрд грн. Сегодня люди с тревогой ожидают платежки за свет и тепло, которые придут осенью. И эта тревога небеспочвенна. В министерстве регионального развития уже спрогнозировали, что в следующем отопительном расчеты населения за коммунальные услуги сократятся на 30%.
Проблема коммунальных тарифов вышла на новый уровень. Людей беспокоит не просто высокие тарифы, людей пугает их стремительный и непредсказуемый рост. Появился страх, связанный с неопределенностью: когда произойдет очередное подорожание услуг, насколько поднимутся тарифы, будут ли в состоянии на этот раз оплатить эти услуги.
Страх оказаться неплатежеспособным усугубляется угрозой лишиться жилья из-за долгов. Недавно произошло упрощение процедуры конфискации имущества за долги. Таким образом, повышение коммунальных тарифов в массовом сознании стало увязываться с перспективой оказаться на улице, лишиться последнего ценного имущества. Совокупно проблема оплаты услуг ЖКХ стала самой стресогенной для населения, превратив ее в вопрос выживания.
Но высокие тарифы на услуги ЖКХ – это только часть проблемы дороговизны жизни. Людей также беспокоит рост цен на социально значимые товары в целом. Осенью происходит сезонный рост цен на продукты питания, в первую очередь – на овощи. Рост доллара неизбежно повлияет на стоимость промышленных товаров, а главное – подорожают лекарства.
Таким образом, следует ожидать, что рост цен на коммунальные тарифы, продукты питания и лекарства неизбежно приведет осенью к усилению недовольства властью, усилению протестных настроений.
Коммунальные тарифы – это самая острая социально-экономическая проблема. Главная общественно-политическая проблема, которая беспокоит украинцев –урегулирование военного конфликта на Донбассе. Скорейшее прекращение войны было главным обязательством Петра Порошенко, когда он баллотировался на пост Президента Украины. Нынешний кризис доверия к власти во многом объясняется тем, что Порошенко не выполнил свою миротворческую миссию.
Сегодня широкое распространение получила точка зрения, что нынешняя власть не заинтересована в скорейшем прекращении войны. Коррупция и злоупотребления в сфере военных поставок, доходы от контрабанды в зоне АТО вынуждают украинских граждан все чаще говорить о том, что власти выгодна война. Война стала не только источником теневым доходов, война стала оправданием неэффективности власти, оправданием политики «затягивания поясов», которую проводит правительство.
Постепенно население приходит к логическому выводу, что установить мир на Донбассе сможет только другая власть. Причем в случае смены власти, урегулировать конфликт можно будет довольно быстро. Опросы показывают: среди респондентов доминирует точка зрения, что для прекращения войны на Донбассе и нормализации отношений с Россией, можно ли пойти на уступки на переговорах. Главное – наличие политической воли у руководства страны.
Как нынешняя власть может отреагировать на растущее недоверие к себе со стороны общества? В последнее время мы стали свидетелями целого ряда громких арестов должностных лиц по обвинению в коррупции. Власть декларирует, что ведет беспощадную борьбу против коррупции не взирая на лица. Однако, как показывают опросы, граждане в большинстве своем скептически воспринимают эти действия. «Никакой борьбы с коррупцией нет, это все – показуха».
Почему же нынешняя антикоррупционная кампания не находит моральной поддержки и признания у общества?
Во-первых, борьба с коррупционерами воспринимается как конкурентная борьба различных групп влияния внутри «партии власти». В глазах населения борьба с коррупцией ассоциируется с бандитскими разборками в 90-е годы за сферы влияния.
Во-вторых, аресты не затрагивают высшие эшелоны власти.
В-третьих, антикоррупционная кампания никак не повлияла на ситуацию с так называемой «бытовой» коррупцией. Речь идет о вымогательстве в государственных поликлиниках и больницах, школах и детских садах, в учреждениях разрешительной системы. Ситуация даже ухудшилась из-за увеличения размера взяток.
Таким образом, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, рост цен на социально-значимые товары, неспособность власти урегулировать конфликт на Донбассе и обуздать коррупцию неизбежно ведет к углублению кризиса доверия к руководству страны, к усилению протестных настроений.
Кризис доверия к власти отразился на уровне поддержки политических партий, которые сегодня формируют в Верховной Раде правящее большинство. На парламентских выборах в 2014 г. при голосовании по партийным спискам Блок Петра Порошенко получил 21,8% голосов. Сегодня среди респондентов, планирующих участвовать в выборах только 12,2% готовы проголосовать за Блок Петра Порошенко. В 2014 году «Народный фронт» получил 22,1% голосов; сегодня эта партия полностью утратила поддержку населения, за ее готовы проголосовать примерно полпроцента опрошенных.
По данным различных социологических служб, Блок Петра Порошенко утратил лидерство в электоральном рейтинге партий и переместился на третью позицию. С уверенностью можно прогнозировать, что осенью показатели электоральной поддержки Блока Петра Порошенко «Солидарность», а также лично Петра Порошенко еще снизятся. Можно ожидать, что к концу года уровень поддержки Блока Петра Поршенко составит менее 8% среди респондентов, планирующих участвовать в голосовании. В электоральном рейтинге эта партия переместится на пятую или шестую позицию.
Показательно, что лидерами электорального рейтинга партий сегодня являются «Оппозиционный блок» и партия «Батькивщина», т.е. именно оппозиционные партии. За «Оппозиционный блок» готовы проголосовать по разным данным от 12 до 16% из числа тех, кто будет участвовать в выборах. У партии «Батькивщина» аналогичный показатель составляет от 12 до 14%. Можно ожидать, что показатели их поддержки осенью возрастут за счет протестного электората.
Чем может обернуться растущее недовольство центральной властью, усиление протестных настроений? Приходиться говорить о наличии ряда рисков, связанных с политической дестабилизацией.
Сегодня некоторые говорят о возможности нового Майдана. Согласно опросам, 25% респондентов полагают, что цели «Евромайдана» не были достигнуты, и нужна новая революция. Это довольно высокий показатель! Активное меньшинство с радикальными взглядами в критической ситуации может сыграть фатальную роль.
Есть и другие риски, связанные с политической дестабилизацией. Центральная власть, неспособная завершить войну, побороть коррупцию, укротить инфляцию сегодня многими воспринимается как генератор угроз для материального благополучия и безопасности населения. И в массовых настроениях возникает стремление отгородиться от этих угроз, обособиться в пределах локальной территории.
Такую стратегию адаптации к экономическому и политическому кризису следует рассматривать как центробежную тенденцию. Местные элиты могут опереться на эту тенденцию и использовать настроения местечкового или регионального патриотизма в собственных целях. Это в свою очередь может привести к обострению кризиса отношений «Центр-регионы», к усилению риска фрагментации страны.
Київ, 31 серпня 2016.