Мінськ-3; основні ідеї та пропозиції

< Назад до записів

В цьому відоматеріалі директор Інституту стратегічних досліджень А.Єрмолаєв дає огляд основних ідей та пропозицій щодо нового раунду переговорів у Мінську щодо вирішення конфлікту на Донбасі, а також пропозиції щодо нормандського формату переговорів та реорганізації європейскої системи колективної безпеки.

А.Ермолаев. 2016 годом так и не стал годом разрешения конфликта на Донбассе, и переходом от войны к миру. Надежды 2016 года на успех переговоров в Нормандском формате, на разработку мирного плана с перспективой проведения выборов в самопровозглашенных республиках, с перспективой демилитаризации региона, и создания условий для мирного развития летом 2016 года обернулись новыми политическими скандалами, недоверием и попыткой перезагрузки переговоров, состоявшихся осенью 2016 года, в которых участвовали лидеры Германии, Франции, Украины и России дали новую надежду – идею «карты» преодоления конфликта на основе  заявлений и протоколов, которые называют соглашениями Минской группы.

Дата 1 декабря действительно стала новым маяком, маяком новой надежды, что все-таки 2016 год будет отправной точкой выхода из войны. Тем не менее, 1 декабря стал днем нового напряжения, из-за военных учений в Черном море с использованием боевых ракет, со скандалами по поводу закрытия информационных каналов в Украине, коррупционных скандалов, и вновь поставил Украину на грань очередного политического и гражданского коллапса.

Счет идет на дни. Мнение, точки зрения и восприятие Украины в мире даже со стороны тех, кто все эти годы оказывал Украине финансовую, политическую и дипломатическую помощь, иссякают. Все резче заявления, все пессимистичнее прогнозы, выборы в Соединенных Штатах и приход на пост президента Дональда Трампа задает и новые реалии во взаимоотношениях мировых лидеров, задает новую пессимистическую картину мира, в которой Украина может стать объектом большого передела, того, что политические эксперты называют «Ялтой-2».

В этой ситуации, на мой взгляд, украинская политическая элита просто обязана выступить в качестве прогрессивного политического инициатора новых подходов ускоренного урегулирования кризиса в Украине как составной части глобальных угроз и глобальных рисков сваливания в новую Холодную войну. И на первое место, на мой взгляд, нужно поставить пункт о восстановлении доверия наших партнеров в Европейском Союзе. От их позиции, их активности и их доверия к Украине во многом зависит успех нового переговорного цикла. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо учитывать и то, что лидеры большинства стран Европейского Союза уже пожертвовали своей репутацией и доверием своих избирателей, делая ставку и участвуя в решении украинского вопроса. По сути дела, для них украинский вопрос стал частью политической судьбы. И все они сталкиваются с риском поражения на выборах – парламентских, президентских, потерей доверия к своим политическим силам.

Украинская политическая элита должна продемонстрировать свою политическую ответственность не только за решение внутреннего кризиса, не только за решение проблемы войны и мира, но и за недопущение разворачивания холодной войны и за поддержку тех политических сил, которые были надежными партнерами в Евросоюзе для Украины.

Первое, что нужно сделать, это пересмотреть эффективность и функционирование существующих сейчас в рамках нормандского формата, переговоров. По состоянию на сейчас в нем участвуют лидеры Германии, Франции, Украины и России. Нерегулярность встреч и работа «без галстука» не дает должного эффекта. Политическая ответственность участников часто оборачивается взаимной дискредитацией, обвинениями, слухами и разговорами о «тайной стороне» переговоров, о тайных протоколах.

Чтобы не дискредитировать этот формат, на мой взгляд, прежде всего нужно расширить состав участников за счет привлечения руководства ОБСЕ – пожалуй, единственная организация, связанная с безопасностью в Европе, к которой имеют доверие не только страны-участники ОБСЕ, но и те, которые не являются членами военно-политических блоков. Формула «4+1» - Украина, Россия, Франция, Германия  и генеральный секретарь ОБСЕ, может стать более действенной, более ответственной.

Второй важный момент – регулярность работы и регламентация работы. Нормандская группа должна взять своеобразное «патронирование» консультативной минской группы собственно в Минске. Если в ближайшее время окажется возможным организовать нормандский формат переговоров в Минске не реже раза в месяц, и тесно связать деятельность на высшем уровне с работой минской группы, на мой взгляд, это обеспечит куда более действенную и легитимную реализацию тех договоренностей,  протоколов и соглашений, которые достигаются в минской группе и ее подгруппах.

Две миссии нормандского формата «4+1»: первая, это обеспечение контроля за выполнением обязательств сторон в рамках минского процесса. Вторая, это выработка новой визии, нового взгляда на будущее европейской системы безопасности после конфликта в Украине.

Здесь важно использовать особенность исторического момента. Уже стало традицией каждого года проведение крупной конференции по безопасности в Мюнхене. Мюнхенская конференция стала своеобразным геополитическим Давосом. Поэтому крайне важно и это было бы перспективно и прогрессивно для украинской стороны, для украинской власти предложить участникам нормандского формата взять на себя ответственность за подготовку концепции будущего европейской безопасности, которую уже можно было бы презентовать в качестве ключевых пунктов, ключевых идей на мюнхенской конференции.

 


Блоги

Публікації

X
X

Партнери