Год несостоявшихся со-бытий

< Назад до записів

Ермолаев Андрей,

философ, директор Института стратегических исследований

«Новая Украина»

 

Как оценить прошедшее? Проще и легче – в формальном перечне событий, экономических показателях и социальных рейтингах. Сложнее в категориях самой жизни – успех, счастье, смысл. Сложнее потому, что оценке подлежит не одна индивидуальная жизнь, а мир как целое, жизнь как стремление и усилие миллионов.

Был ли год для мира успешным? Нет. Хотя бы потому, что состояние кризиса и депрессии сохранилось в подавляющем большинстве обществ. Успешные общества не воюют, не бастуют, не блокируют правительства и банки. Они создают новое. А в 2016 - ни одного новшества в миро-устройстве.

Очередная модель iPhone как мировое событие – жалкое подобие символов социального и технологического прогресса в прошлом. Открытия новых способов лечения рака, уникальные исторические сенсации и события мировой культуры живут жизнью мимолетной новости, возможно потому, что в этом году эти события не были востребованы и пережиты как важные и свое-временные. Значит, не их время.

            Со счастьем и смыслом еще сложнее. Ноосфера и антропосфера остаются уделом диссидентствующих интеллектуалов, ощущающих свое одиночество и пренебрежение на страницах глобальных сетей и интернет-форумов. Облик, запечатленный на «селфи» и запущенный во «вселенную интернет», побеждает лик живого, переживающего и осязаемого. И только крики о боли и отчаянии будущих жертв из сирийского Алеппо, репортажи об очередных погибших в военных конфликтах и терактах, кадры экологических и техногенных катастроф на какое-то время восстанавливают живую ткань происходящего, «встряхивают» сразу и всех, но – ненадолго.

Счастье как уникальная гармония в настоящем и будущем – с миром, любимыми, обществом – остается уделом отдельной, индивидуализированной жизни. Мир частей и частностей. А идея «счастья для всех» – скептическую улыбку и пожимание плечами. А потому-то и со смыслом нет проблем, потому что еще силен дух индивидуального – любой ценой. «Конец истории» Френсиса Фукуямы еще длится, а начало новой истории пока отложено на неопределенное «потом».

 

***

В 2016-м мир по-прежнему был в войне. Тема войны и судеб тысяч погибших, раненых, обездоленных стала новой нормой, которая принимается как данность. Террористы, радикалы, «бизнесмены войны» и политические спекулянты – все те, кто разрушают жизнь – были сильнее гуманистов и миро-творцев. Интерес и выживание по-прежнему сильнее ценностей и  стремления к обще-житию. Сотни политиков, которым народы доверили власть в своих странах, оказались неспособны защитить мир словом и со-гласием, и о-добрили новую гонку вооружения – всех против всех. Год 2016 стал годом гонки на выживание ценой оружия, конфликта, барьеров и разрывов.

Война всех со всеми требует и новых лидеров - лидеров за выживание. Авторитарный имидж, автократический стиль, агрессивная риторика, прагматизм и волюнтаризм в поступках. Время коллективного управления и политических лидеров сменяется временем вождей - «сильных личностей». В ближайшие годы большинство наций будут в управлении авторитарных одиночек, которые найдут опору в силовых структурах и крупных корпорациях,   отодвинув на второй план политические компромиссы и витиеватые демократические процедуры.  

Идеологизированные партийные элиты уступают место прагматичному и хищно настроенному корпоративному менеджменту.  Обновляющийся состав национальных правительств лишен романтизма 1980-90х и коллективного прожектерства и готов в интересах своих корпораций решать самые сложные вопросы на дву-трехсторонней основе. Идеология «победившего либерализма» и политики ценностей остается уделом слабаков и романтиков, и им на смену приходят провайдеры «договорного глобального капитализма» - олигополистического.           

 

***

В 2016-м замерли и даже пошли вспять почти все новосозданные и заявленные коллективистские структуры.

Brexit стал лишь ярким символом этого сложного и многослойного процесса ре-глобализации. В Англия просыпается дух Великобритании, в Российской Федерации – Российской империи, в США – эго-центричного лидера мира. Кризис ЕС, замирание в проектах создания транс-атлантической и транс-тихоокеанских зонах, пессимизм БРИКС, буксующий «Великий Шелковый путь»,  уходящие в историю ЕврАзЕС и ЕЭП– лишь малый перечень в списке начавшейся ре-глобализации.

ТНК сворачивают сложные транс-региональные модели разделения труда,  локализуясь в кластерах и даже частично возвращая производство в страны происхождения. Сжатие глобального потребительского рынка и новая локализация уже привели к кризису транспортной отрасли. Транзитные и пограничные страны вновь ощутили на себе бремя периферии/пограничья из-за потери интереса крупных инвесторов.

Трансформация «мира империй», ставшая причиной двух мировых войн, уже привела в движение сотни народов и культур. Ревизии подвержены все без исключения со-общества, старые и молодые нации. Границы государств пересматриваются с позиций новых жизненных пространств и исторических культурны ландшафтов. Политическая карта национальных границ и межгосударственных союзов, закрепившая на несколько десятилетий неутойчивый пост-колониальный и глобализированный мир, трещит по швам, создавая иллюзии возможных реставраций и новых амбитных проектов и социальных утопий. «Век наций» Эрика Хобсбаума может оказаться самым длинным в истории. В этой борьбе за право «быть в истории» сильным станет тот, кто сможет предложить гармонию социальной организации и диалога культур, быть дирижероМ обновленных «национальных оркестров».

 

 

***

Вместо модернизированной «эллинизации» политические элиты стремятся реализовать более действенный, как им представляется, подход. «Нео-романизация» - так сейчас выглядит спасительный рецепт антикризисной политики корпоративных государств, столкнувшихся с петлей Второй Глобальной депрессии. И «русский мир» стал своеобразной кульминацией нео-романской геополитики.

2016 стал годом   отката (еще не отказа, но на грани) от дальнейшего со-развития на основе политического сближения, культурного диалога и экономической конвергенции. Следующий глобализационный виток будет круто замешан на прагматизме и геоэкономической иерархии сильных, слабых и подчиненных.

Идея нового мирового вестфальского договора («Глобальный Вестафалитет») потребует немалых усилий и жертв и, возможно будет востребована уже в новом, пост-кризисном мире «конкурирующих со-временностей».

 

***

Ментально-информационные войны (так корректнее называть то, что чаще описывают как «информационные») становятся самым действенным и сильным оружием по нанесению потерь противнику.  Медиа-промышленная конкуренция захватывает все больше жизненных сфер – от потребительского рынка до управления электоральными процессами и правилами рыночной конкуренции. «Ментально-культурная миграция» и ее противоположность  - «культурная автаркия» становятся выраженными чертами Нашего Времени. И это наряду с дальнейшей интенсивной технологической и торговой интеграцией мира.

 

***

В прошедшем году было много страхов по поводу возрождающегося национализма – как во внутренних политиках, так и в сфере геополитики.  Но проблема, пожалуй, в другом. Мир обретает черты национально-корпоративной государственности, где в массовой истерии национальной мобилизации просто нет нужды. Свое дело сделает самая динамичная и успешная производительная сила – глобальный медиа-промышленный комплекс, который вместе с  медико-промышленным и военно-промышленным комплексами составляют триаду развития глобальной экономика в пост-кризисном будущем.  Национальным массам не нужно больше «маршировать», их мобильность и лояльность обеспечивается у телевизора и в сети интернет.   

 

***

2016 год стал для Украины годом невыученных уроков. Автократия в государстве, автаркия в культуре и идеологии, де-индустриализация в экономике. Это был последний год украинской олигархии призыва 90-х годов прошлого 20 века – создателей «системного бизнеса», бизнес-политических корпораций в политической системе и личных медиа-машин. Де-олигархизация, которая была одной из популярных политических идей на Майдане 2014 года, могла состояться как вариант коллективной ответственности правящего богатого класса за национальный проект, как первый важный шаг к тому самому катарсису, о котором давно мечтают в христианской Украине: национальный мир, демократия, цивилизованный рынок, справедливость.  Ценности как практическое мерило повседневной жизни. Но реализован альтернативный вариант – торжество одного олигарха-победителя и пролетаризация всей нации, расколотой и воюющей. Путь к украинской социальной революции открыт, «броневичок» уже подан на вокзал…

Пролетаризированная гражданская нация, корпоративная правящая элита и нео-имперская держава-сосед – сложнейший исторический вызов, ответ на который пока не определен. Время обновления национального проекта и формирования новой национальной контр-элиты только начинается. 

 

***

Мир сделал еще один шаг назад, прикрывая свою духовную наготу техническим панцирем и развешивая комиксы вместо икон и сакральных фресок. А потому мир прожил год вне бытия, точнее - вне человеческого бытия, отложив на «потом» собственное возрождение. 

Год несостоявшихся со-бытий. Накануне будущих решений.


Блоги

Публікації

X
X

Партнери