Яким запам’ятається 2016 українцям? Якими були його головні події? Про це й шла мова у програмі "Світло» на Першому Національному телеканалі України, участь у якому 28 грудня прийняв директор Інституту стратегічних досліджень А.Єрмолаєв.
Відео можна подивитися за посиланням.
У своєму виступі А.Єрмолаєв сказав, що «мы столкнулись с историческим вызовом – мы сможем стать еще одним центром развития, или мы будем вечно в углу? Проблемы экономические, политические, социальные перекрываются глубочайшим духовным кризисом. К сожалению, в 2016 году не только политики, но и общество не смогло выработать новых подходов к решению проблемы войны в своей стране. Как бы там ни было, но это конфликт на нашей территории, в нем связаны судьбы политических элит, которые распоряжаются бюджетом, финансируют вооружения, управляют армией, тысячи участников и миллионы граждан. На конец года в обществе нет «формулы мира». К сожалению, идея «дорожной карты к миру» сорвана, и политический год у нас закончился 1 декабря».
«Самыми пострадавшими и социально уязвимыми у нас стали дети. Система образования, это же не просто система обучения ремеслу, сколько образование нового человека. Образованный человек – это завершенная личность. Что такое завершенная личность? Это человек понимающий мир и умеющий принимать решения. Наша система заточена на то, что мы производим недообразованных, зависимых, часто плохо ориентирующихся в мире, людей, подверженных разным влияниям.
Мы гордимся молодыми, но многие, к сожалению, покидают страну, мы не видим новой интеллектуальной генерации, она не проявила себя в 2016 году. Та же катастрофическая ситуация в системе здравоохранения. Придя в больницу, человек понимает, как общество к нему относится. Есть лекарства или нет, проявлено к нему внимание или невнимание. И человек, обращаясь в больницу, убеждается, что лично он – обществу не нужен. И это тоже проявление духовно-гуманистического кризиса. Мы все умеем говорить об этом, но на практике часто ведем себя как люди аморальные.
Очень горько, что мы заканчиваем год очередными коррупционными скандалами. Вдруг оказывается, что распоряжаются страной такие же взяточники и коррупционеры, как те, с которыми боролись раньше. И это стало моральным ударом, как говорится,«ніщивної сили».
Что порадовало? Здоровое зерно в украинском обществе есть. И я думаю этот воздух национального духа ощутил каждый. Духовное основание для возрождения – есть, но оно должно осуществляться не на агитационных площадках.
2016 год – это год отложенных событий. Слово «событий» - очень ответственное. Смена правительства, громкое политически, не стало событием для страны, потому что прежний курс сохранился. Изменения в обществе, переход к миру – тоже не достоялось. Не состоялся мир, и не состоялся новый, болем продуманный и эффективный социально-экономический курс, такой нужный стране.
Чем мы все страдаем? Мы даем очень мало ответов. Ответов – внятных, своевременных, очень мало. Люди чаще начинают слышать политических поводырей и рамного реже – светлые, святые слова, или вовремя сделанные предложения, разработки, которые нужно увидеть. И наверное, в этом и вызовы 17 года, чтобы он стал просто семнадцатым, без аналогий с прошлым, нужно, чтобы он стал для нас активным, на опережение. Чего нам не хватает?
Мы за время агрессии и войны научились объединяться в войне, но мы не умеем жить в мире. Есть столько нерешенных вопросов, которые затягиваются, как узел… У нас должна быть своя «формула мира», свой переговорный процесс, существенный пересмотр всего, что связано с социально-экономической политикой. Мы на грани очень серьезного общественного напряжения, и мы не имеем права его допускать, потому что поздно будет.
Но самое важное, мне кажется, нам нужно формировать круг "других ответов", не политических, потому что зависимость людей от политических формул, которые часто связаны с рейтингами, коньюнктурой, загоняет все наше общество в тупик. Оно напоминает не наш «общий дом», а общежитие, а в общежитии как? Пожил какое-то время, и пошел с сумой по миру. Нам нужно вернуться к идее общего дома.
Мир, в который мы входим, связан с преодолением наследия длинного колониального века. Много наций, национальных общностей заявляют о своем праве жить самостоятельно, некоторые претендуют на свою государственность, этот процесс только разворачивается, он очень сложный.
В этих условиях на первый план выходят нации, качество социальной самоорганизации национальных проектов, демократичность государств и способность толерантно решать вопросы гармонии, мира, диалога культур… Те нации, которые с этим справляются, остаются привлекательными, стабильными, их поддерживают. Нации с раздраем, с высокой степенью жадности элиты, желанием доказать свою правоту любой ценой, с неразвитыми социальными институтами превращаются в гумус, грунт для чужих стратегий, что мы и видим.
Почему для нас так обидно слышать то, что Украина может оказаться несостоявшимся государством? Вовсе не потому, что мы не верим в идеалы, и не хотим демократической страны. Просто оказывается, что судьба государства – в руках людей, для которых на первом месте – их частные интересы»».