Тернистый путь к новой модели здравоохранения

< Назад до записів

Левцун Александр, эксперт Института «Новая Украина»

Бурая Екатерина, эксперт Института «Новая Украина»

Когда речь заходит о медицинской реформе в Украине, уместно вспомнить, что реформируется система здравоохранения, унаследованная от СССР, и которая до недавнего времени не претерпевала кардинальных изменений. Главными функциональными особенностями «системы Семашко» были централизация медицинских учреждений, привязанность человека к медучреждению (поликлинике) по месту проживания и, главное, – предоставление бесплатного обслуживания для всех слоёв населения.

 Эта система обеспечивала доступность медико-санитарных услуг и предоставляла приемлемый уровень медицинской помощи, необходимой для лечения наиболее распространенных заболеваний. Центральное место в этой модели занимал участковый врач, который отвечал за предоставление и координацию медицинской помощи населению на своём участке. Эта модель позволяла интегрировать деятельность различных медицинских служб и была экономически эффективной.

 В конце прошлого века в практике оказания медицинских услуг наметилась новая тенденция – начинает доминировать спрос на специализированную амбулаторную помощь. Со временем эта тенденция достигла чрезвычайного уровня: участковый терапевт превратился в «стрелочника», который выдает направления к узкопрофильным специалистам и выписывает «больничные». Сегодня пациенты стараются обходиться без участковых врачей и обращаться непосредственно к узким специалистам, а также в стационары. Это подстегивает неудовлетворенный спрос на медицинские услуги и ведет к перерасходу бюджетных средств на систему вторичной медпомощи. Складывается впечатление, что население потеряло доверие к участковым врачам, и система оказалась «без рулевого», предоставляя пациентам самим находить свой путь в море медицинских технологий.

 Что становится причиной недоверия к врачам? Согласно данным исследования USAID в Украине, пациенты, участвовавшие в фокус-группах, обвиняют медработников в некомпетентности, а также в безразличном и непрофессиональном отношении к проблемам пациентов. Врачей нередко характеризуют как людей, которые стремятся «выкачать деньги» из больных. В ходе фокус-групп указывалось, что доктора только в половине случаев сообщают о более дешевых аналогах прописанных лекарств, таким образом, ставя пациента перед непростым выбором: остаться без денег или не лечиться вообще. Треть респондентов полагают, что врачи назначают слишком много лекарств [1]. И такие обвинения небеспочвенны. Анализ 100 самых продаваемых лекарств в украинских аптеках показал, что пациенты тратят более трех миллиардов гривен каждый год на лекарства, без которых они вполне могут обойтись [1].

 Кризис доверия к системе первичной медико-санитарной помощи привел к гипертрофированной практике самолечения. Согласно данным исследования USAID, 69% респондентов прибегали к самолечению [1]. Как показывают опросы населения, половина опрошенных граждан самостоятельно покупает лекарства по рекомендациям родственников, знакомых или опираясь на информацию в Интернете. Принимая решение о лечении и покупке лекарств, преимущественное большинство опрошенных (71%) прислушиваются к советам членов семьи и друзей. При этом, рекомендациям семейных врачей и участковых терапевтов доверяют заметно меньше респондентов (63%) [2].

 В Украине по-прежнему сохраняется всеобщий охват медицинскими услугами, однако, хотя большинство услуг считаются бесплатными, люди часто платят за них. Проблему доступности медицинских услуг усугубляет низкая платежеспособность населения.

Очень часто заболевшие граждане вынуждены отказываться от лечения, или откладывать его из-за недостатка средств. Абсолютное большинство пациентов (94%), принимавших участие в фокус-группах, считают основной проблемой (препятствием для эффективного лечения) крайне высокую стоимость лекарств. Более половины респондентов (56%) принимали только часть прописанных препаратов по финансовым причинам. Почти половина респондентов (43%) вынуждены были одалживать деньги либо продавать ценные вещи, чтобы обеспечить лечение[1].                                                                              

Слабость системы первичной медико-санитарной помощи усугубляет проблему нехватки бюджетных средств и неэффективного распределения ресурсов. В настоящее время большая часть финансов, выделяемых на медицину, расходуется на стационарное лечение. В условиях недоверия граждан к участковым врачам значительная доля пациентов поступает в больницы, минуя учреждения первичной медицинской помощи. По мнению медиков, в большинстве случаев помощь могла быть оказана на первичном уровне.

 Приходится констатировать, что сегодня основные принципы «модели Семашко», такие как приоритетное значение первичной медико-санитарной помощи, упреждающий подход и непрерывность оказания помощи почти утрачены. Прорабы медреформы резонно делают основную ставку на модернизацию системы первичной медицинской помощи и внедрение института семейного врача. Однако переход к новой модели сильного врача общей практики осуществляется очень медленно.

 По мнению населения, ситуация с медицинским обслуживанием только ухудшается. Половина опрошенных граждан (47%) отметили снижение качества государственных медицинских услуг за последние два года. Только 10% респондентов видят улучшение. Треть (34%) опрошенных считает, что ничего не изменилось [2]. Отвечая на вопрос о том, насколько доступным стало лечение, большинство респондентов (61%) указали, что оно «обходится очень дорого», и только 13% охарактеризовали его «более или менее доступным по стоимости» [2].     

 Каковы ожидания населения в отношении медицинской реформы? Прежде всего, медицинские услуги должны быть доступными в материальном отношении. Абсолютное большинство опрошенных граждан (97%) согласны с тезисом, что медицинская помощь должна оказываться всем, несмотря на материальное положение пациента. При этом респонденты не рассчитывают на полную материальную ответственность государства за предоставленные услуги: 83% опрошенных поддерживают солидарный подход к распределению расходов (70% платит государство, 30% – пациент) [2].

 Нынешние реформаторы отечественной медицины обещают, что новая система здравоохранения обеспечит более высокое качество медицинских услуг, и при этом они будут доступными для граждан. Однако так ли это? Благодаряправительственным новациям, бесплатная медицина («система Семашко») будет уничтожена окончательно. По большому счету, Минздрав, с одной стороны, хочет прекратить практику, когда украинцы платят мимо кассыв карман врачам, с другой — узаконить оплату медицинских услуг. К тому же, неизвестно, что именно станет платным, а какими услуги будут доступными для всех.

 Кроме того, предлагаемая реформа предусматривает прекращение финансирования государственных и коммунальных медучреждений из госбюджета с 1 января 2020 года. Это может привести к массовому закрытию больниц в депрессивной (дотационной) провинции.Таким образом, реформа противоречит положению статьи 49 Конституции Украины: «У державних і комунальних закладах охорони здоров'я медична допомога надається безоплатно; існуюча мережа таких закладів не може бути скорочена».

 Отдельно следует отметить, что переход к эффективной системе первичной медпомощи возможен при наличии на местах высококвалифицированных врачей общей практики. Высокая квалификация, в свою очередь подразумевает высокую оплату. Но пока мы наблюдаем массовый отток медицинских кадров за границу. По данным профсоюза медработников Украины ежегодно страну покидают 6 тыс. врачей. Очень скоро, мы можем столкнуться с другой проблемой: нас некому будет лечить.

 Складывается впечатление, что нынешняя реформа представляет собой  очередную «оптимизацию» уменьшающихся расходов государства на медицину. Где уж здесь говорить о повышении эффективности системы здравоохранения! Ответственный секретарь Национальной медицинской палаты Украины Сергей Кравченко охарактеризовал планы правительства следующим образом: «Пустые обещания, начиная от программы "Деньги ходят за пациентом"… и 210 гривен за пациентом уже с 1 января 2017 года. Все рассказы, все запланированные реформы и все сроки, которые они заявили, не только не были воплощены в жизнь, но и не нашли под собой не просто финансово-экономического обоснования, но и логического и здравого объяснения» [3]. Складывается впечатление, что именно наших прорабов медреформы имел в виду доктор Хаус, который утверждал: «Все лгут!».  

 

Примечания

 1. Исследование  проводилось в апреле – сентябре 2016 г. в рамках проекта USAID «(Бес) платная медицина» и БФ «Пациенты Украины». Использовались следующие методы сбора первичной информации: глубинное интервью с врачами, глубинные интервью с пациентами, фокус-группы с пациентами, массовый опрос населения Украины (Омнибус). Экспертную поддержку в исследовании предоставляли Школа здравоохранения НаУКМА и Киевский Международный Институт Социологии.

Источник: http://patients.org.ua/en/2017/03/30/every-other-patient-in-ukraine-refuses-from-treatment-because-of-high-prices-for-medicines-findings-of-the-research/

 2. Результаты опроса населения Украины, проведенного Социологической группой «Рейтинг»с 26 июля по 2 августа 2017 г. Всего было опрошено 1200 респондентов от 18 лет и старше. Выборка  репрезентирует взрослое население по основным социально-демографическим параметрам. Метод опроса – личное формализированное интервью (face-to-face). Статистическая погрешность не превышает 2,8%.

 3. Источник: http://rian.com.ua/analytics/20170727/1026213693.html

 

 

 


Блоги

Публікації

X
X

Партнери