Как повлияет выход США из Парижского соглашения на ядерную энергетику

< Назад до записів

Выход Соединенных Штатов из Парижского соглашения, который всколыхнул мировую прессу, тем не менее, может иметь и свои положительные стороны. Дело в том, что выступая по поводу выхода из соглашения, президент Трамп заявил о необходимости установления цены за право выбросы углекислого газа, то есть, по сути дела, нового налога на загрязнение атмосферы.

Как отмечают западные аналитики, это будет иметь далеко идущие последствия для экономики. И прежде всего, такое решение заставит производителей электроэнергии – сети ТЭС, активнее обновлять свои технологии. Более 1200 компаний, в том числе такие энергетические гиганты как ExxonMobil и Chevron, вместе с Google, Apple, и General Motors уже фактически оценивают расходы на выбросы углекислого газа при планировании и принятии решений. Крупнейшие корпорации Америки не только готовы к введению платы за выбросы двуокиси углерода, но и активно готовятся к этому, потому это не станет потрясением для экономики.

Одна из новых возможностей – развитие ядерной энергетики. Мы уже писали о том, что ядерная отрасль в последние годы показывает признаки оживленияВведение в Соединенных Штатах платы за выбросы углекислого газа даст шанс для технологического обновления ядерной отрасли. Хотя так называемые реакторы третьего поколения (в том числе перспективные реакторы на расплавленной соли, практически не дающие радиоактивных отходов, и даже способные перерабатывать уже существующие) пока не получили широкого распространения, стали использоваться другие возможности.

Одна из них – уменьшение размеров реакторов, их модульная конструкция, что позволяет значительно удешевить их производство. Ставку на это сделал Китай. Как недавно сообщило агентство «Рейтерс», в течение нескольких недель государственная китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) намерена запустить в провинции Хайнань небольшой модульный реактор (SMR), получивший название «Проворный дракон». Как сообщается, Китай делает ставку на небольшие ядерные реакторы, которые могут использоваться в удаленных регионах, а также на судах и даже самолетах - в рамках амбициозного плана по экспансии на мировом энергетическом рынке.

В отличие от более традиционных реакторов, чья стоимость составляет порядка 10 миллиардов долларов, а также выделения значительных территорий под зону безопасности, мини-реакторы SMR будут в разы дешевле, будут создавать меньше токсичных отходов и могут быть построены на одном заводе. При этом SMR имеют мощность порядка 300 мегаватт , что достаточно для энергоснабжения 200-тысячного города. Облегчается и проблема их транспортировки, поскольку небольшие реакторы могут перевозиться на обычном грузовике,  прогнозируют разработчики.

«Малые реакторы являются новой тенденцией в международном развитии ядерной энергетики - они более безопасны, и их можно использовать более гибко», - сказал Чэнь Хуа, вице-президент Китайской ядерной корпорации по энергетике, дочерней компании CNNC. По прогнозам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в течение ближайшего десятилетия мировая атомная энергетика потребует около 80 миллиардов долларов ежегодных инвестиций, чтобы добиться поставленных целей в области сокращения парниковых газов. Это огромная сумма для любой державы, потому стремление Китая удовлетворить свои энергетические потребности, затрачивая наименьшие средства, выглядит вполне разумным.

Ядерные мини-реакторы по цене меньшей, чем традиционные, могут стать и хорошим инструментом для захвата энергорынка, и, что не менее важно, для расширения геополитического влияния Поднебесной. Китай стремится поднять потенциал своей ядерной энергетики с 35 ГВт до 200 ГВт к 2030 году, то есть увеличить его в шесть раз, очевидно, что подобные амбиции являются глобальными. Разработанный CNNC реактор «Linglong» или «Проворный дракон» уже был представлен потенциальным партнерам в Пакистане, Иране, Монголии, Великобритании, Индонезии, Бразилии, Египте и Канаде. Китайцы готовы строить и малые, и крупные реакторы - « Хуалун». «Многие страны намерены сотрудничать с двумя «драконами, выходящими в море», -  заявил на пресс-конференции в мае вице-президент государственной ядерной корпорации Китая  Юй Пийген.

Китай уже успел добиться успеха за рубежом с помощью своего реактора Hualong, а Пакистан в настоящее время строит завод по этой технологии. Ожидается, что Hualong получит одобрение регулирующих органов в Великобритании после того, как Китай помог финансировать ядерный проект Hinkley Point стоимостью 24 миллиарда долларов.

Сейчас CNNC работает над морскими плавучими атомными электростанциями, которые планирует использовать на островах в Южно-Китайском море, а также мини-реакторами, способными заменить системы отопления на угле в северном Китае. Ученые компании также разрабатывают ядерные установки для самолетов. Россию заинтересовали плавучие электростанции, пригодные для освоения Арктики, также идет строительство крупнейшего в мире ледокола. Хотя в США ядерная энергетика переживает не лучшие часы, некоторые компании, включая Babcock & Wilcox, разрабатывают свои SMR. Можно упомянуть и небольшие стартапы, например, Terrapower, поддерживаемый Биллом Гейтсом.

В общей сложности, по данным МАГАТЭ, в мире реализуется уже около 50 проектов строительства небольших ядерных электростанций или их блоков. После катастрофы в Фукусиме в 2011 году ядерная энергетика была сосредоточена на решении проблем безопасности, и многие проекты оказались в «подвешенном» состоянии.  Однако настойчивое развитие Китаем своей ядерной энергетики, а также актуальность проблемы изменений климата не могли не повлиять на ситуацию. Вопреки распространяемому в СМИ представлению о том, что решение администрации Д.Трампа о выходе из Парижского соглашения, это «шаг назад», в действительности оно может дать хороший импульс развитию, и даже более того – к преодолению кризиса в науке.

Показательно, что решение Д.Трампа фактически поддержал инженер Андреа Росси, известный разработчик LENR-генератора. В посте на сайте E-Cat world он указал на то, что в истории Земли климат не раз драматически менялся, причем без участия человека, а ветряки и солнечные панели энергетический голод человечества утолить не способны.

Но еще более выразительно высказался писал Марк Миллс, обозреватель «Fortune». «…почти 8 миллиардов человек в мире зависят от углеводородов, дающих более 80% глобальной энергии... Эта ситуация не изменится, останутся США в Парижском соглашении, или нет, если не произойдет революция в физике. Это потребует совершенно иных приоритетов. Возможно, пришло время заняться настоящей наукой».

С ним нельзя не согласиться. Кризис, который переживает научный мир, становится все более очевиден. Миру нужна наука, свободная от идеологии и претенциозных догм, которая дала бы нам не только понимание причин наших проблем, но и пути их решения. Решение администрации Трампа прагматично, и учитывает это важное обстоятельство.

А.Маклаков

Блоги

Публікації

X
X

Партнери